EN RU

В ЭТОМ ДОМЕ НА УЛИЦЕ РУДНИЦКОГО

В ЭТОМ ДОМЕ НА УЛИЦЕ РУДНИЦКОГО
Текст Андрея Тараненко (Хмельницкий-Львов-Киев-Львов).

В этом доме на улице Рудницкого (при немцах она называлась Ленаугассе, в честь австрийского поэта-романтика Ленау, умершего в психиатрической лечебнице) в конце 1980-х годов проживал мой приятель по фамилии Вернигора.

Он был известен своей страстью к подбиранию на улице потерянных игральных карт и архаичным словечком «флорилегии», которым называл букеты цветов. Его отец был штатным художником одного из львовских кинотеатров, сейчас уже и не вспомню какого именно.

В те годы полиграфические постеры развешивались исключительно в фойе кинотеатров, а на фасадах размещали афиши, нарисованные вручную. Созданием именно этих уличных афиш (изображения переносились на холст со специальных шаблонов «по клеточкам» или при помощи эпидиаскопа) и занимался отец Вернигоры.
Где-то в начале нулевых я вновь оказался во Львове, и Вернигора попросил меня помочь ему разобрать вещи отца (тот к тому времени уже пару лет как умер), хранившиеся на чердаке их бывшего дома на Рудницкого. Среди всевозможного мусора там были свалены в кучу и старые холсты – когда кинотеатры массово перешли на современные полиграфические вывески, и штатные художники оказались не нужны, отец моего приятеля продолжил рисовать дома. Причем, не натюрморты и не пейзажи – нет, он по-прежнему рисовал киноафиши.

Увиденное на чердаке меня озадачило – несмотря на то, что это были полноценные вывески с «картинками», названиями фильмов и киностудий, фамилиями актеров и даже жанровой маркировкой, я не смог идентифицировать ни один из этих фильмов. У меня даже возникло подозрение, что все эти афиши были нарисованы не к реально существовавшим фильмам, а к выдуманным. То есть, чистейшей воды мистификация.

К сожалению, я тогда не догадался сфотографировать эти холсты, а позже их с остальным мусором сожгли на заднем дворе. Запомнил лишь два названия — «Не кажи «хліб», кажи «морок» Марьяны Линдеманс и «Непромокальні цигарки «Карфаген» то ли Владислава, то ли Станислава Сикоры. Названия эти я запомнил лишь потому, что в обоих фильмах главную роль играл актер Муравский (во всяком случае, так было указано на афишах), с которым я был шапочно знаком и который как раз в том году разбился на мотоцикле.

И каким же было мое удивление, когда много лет спустя я встретил в Иерусалиме одного нашего бывшего соотечественника, который божился, что видел оба эти фильма. По его словам, то были аматорские короткометражки, снятые во Львове в 1970-х годах на 8-мм кинокамеру. Пару раз их прокрутили на закрытых клубных показах в Дворце культуры железнодорожников «Рокс», после чего пленки были конфискованы КГБ, а режиссерам предъявлены обвинения в распространении порнографии. Человек из Иерусалима говорил, что и в «Не кажи «хліб»…», и в «Цигарках «Карфаген» присутствовали кадры с демонстрацией «извращенных половых актов», а также ссылки на некоего Кивающего Бога, чей культ был популярен среди карпатских гуцулов еще в 19 веке.

Также наш бывший соотечественник упомянул, что оба этих фильма были показаны в рамках кинофестиваля «Weird Movie», организованного Фондом Мазоха в 1995 году.
Сразу после этого разговора я связался с Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем  из Фонда Мазоха, но они заявили, что не имели никакого отношения к проведению данного кинофестиваля, а о таких фильмах и режиссерах вообще впервые слышат.

Фото и текст Андрея Тараненко
МІТЄЦ надає авторам текстів та героям сюжетів майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти їхні погляди.