Меню

СОЛОМКО О СОЛОМКО

Биография Юрия Соломко (Киев). Текст создан при поддержке Юрия Каплуна (Киев) и Константина Климашенко (Киев). 19 февраля, 2013.

Краткое жизнеописание

Детство

Юрием меня назвали не случайно — в честь Гагарина. В Советском Союзе среди мальчиков, родившихся в 1962-м году, Юрами оказались многие. Такая вот была эпоха!

С пяти лет я стал жить у бабушки. Ее младший сын был старшеклассником и мне он казался старшим братом. Он рисовал, мастерил корабли, делал племяннику оружие. И я начал рисовать, подражая своему кумиру.

 

С младшим братом Виталием, Крім, 1967

 

На мой характер сильно повлияло то, что я жил между двумя домами, стоявшими рядом – бабушкиным и маминым. И я спекулировал этим: не подчинялся маме с папой, убегал к бабушке, а потом — наоборот. Чувствовал себя бесшабашно, независимо и самостоятельно.

В детсаду я был лидером, быстро научился писать и читать. А когда садился рисовать, вокруг меня собирались дети и просили, чтобы я что-то им изобразил. Тогда я и почувствовал, что рисовать – это хорошо. Воспитательница как-то спросила: «Ты, наверное, хочешь стать художником?» Но тогда я ответил категорично: «Нет, космонавтом!»

Школа

Она изменила мою жизнь. Вдруг оказалось, что я — не такой уж лидер, и более того – неуспевающий ученик. Это стало понятно в первый же день. Я опоздал, пришел в школу, когда занятия начались. Сел за первую парту, но мне сказали: «Место занято». И так я пошел на галерку, где просидел до четвертого класса.

Однажды ученикам дали домашнее задание — нарисовать в тетрадке в клетку десять квадратиков. Я пришел домой, взял линейку, провел две линии и разбил их на десять квадратов. Тогда я гордился своей сообразительностью и тем, что так быстро справился с домашним заданием. Оказалось, что квадратики надо было обводить от руки и каждый отдельно – через клетку. Меня представили классу как отрицательный пример, и я понял, что школа – не для меня.

Но самую большую травму я получил, когда оказалось, что писать и рисовать можно только правой рукой. Я, будучи левшой, умудрялся в присутствии учительницы рисовать двумя руками, ловко перебрасывая карандаш из одной в другую.

 

Небесный козлик, 100Х95 см., 2010

 

Рисование

В четвертом классе появился урок рисования. Преподавателем был художник Александр Александрович Фадеев. Он обратил внимание на то, что я перекладываю карандаш из руки в руку, и разрешил мне рисовать левой. Жизнь пошла на поправку. Учитель даже предложил частные уроки по выходным. Когда я пришел к нему домой, то попал в другую среду: учительский дом, со множеством книг, скульптур, картин на стенах. С этого момента началось мое вхождение в мир искусства и отторжение от мира улицы и шалостей сверстников.

Свою первую работу маслом я храню до сих пор. Это была копия «Лунной ночи в Гурзуфе» Айвазовского. Работа была свежая, но я не стал ждать, пока она высохнет, и понес ее домой. Нес, держа двумя пальцами за угол. Ветер вырвал картонку и она, как бутерброд, упала маслом вниз.

Взросление

За полгода до окончания восьмого класса учитель предложил мне поступать в сибирское педагогическое училище на факультет изобразительного искусства, где тот должен был выучиться на преподавателя черчения и рисования в средней школе. Там, в городе Белово Кемеровской области, его бывший однокурсник работал заведующим отделением. Фадеев сказал, что напишет письмо и друг поспособствует поступлению.

Мне тогда было 15 лет. Родители купили билет на поезд. Четыре дня и четыре ночи я провел в поезде и с тех пор их ненавижу. А когда я пришел по записанному адресу, оказалось, что друг Фадеева там уже не проживает.

 

 

С Олегом Голосием в мастерской КДХИ, 1990

 

Но в училище я все же поступил. Это был уже 1977 год. И я для всех казался странным экзотичным человеком, приехавшим из Крыма учиться в Сибирь. Буквально через полгода мне стало тесно в стенах училища. Я стал дружить с четверокурсниками, которые пренебрежительно относились к учебному заведению и говорили, что их там ничему не учили. Я сделал вывод, что мне надо валить оттуда и поступать в нормальное художественное училище.

Еще снег не сошел, как я написал заявление о том, что хочу забрать документы. На что отыскавшийся друг Фадеева сказал: «Передай Александру Александровичу, чтобы сюда больше таких как ты не присылал».

 

«Большой огурец», холст, масло, 150 Х 114 см, 2010

 

Вернувшись в Крым, я сдал документы в симферопольское художественное училище, а затем провалил экзамены. Но и тут судьба улыбнулась мне. В родном селе Вилино, в колхозе им. ХХII съезда КПСС, меня взяли художником-оформителем в сельский дом культуры. Я писал лозунги и оформлял «ленинские» комнаты. В моей огромной мастерской было две двери, одна из которых выходила на сцену, где репетировала драматическая студия – местный театр. Вскоре я не только внес туда декорации собственного изготовления, но и сам встал на авансцену в качестве актера. Эти новые обстоятельства внесли корректировку в дальнейшую судьбу. Я решил стать сценографом, и поехал поступать в Краснодарское художественное училище — где находилось ближайшее театрально-декорационное отделение.

Опять провалился и решил остаться в Краснодаре, чтобы посещать подготовительные курсы. Тут же в училище нарисовалась вакантная должность натурщика, которая обеспечивала доход. Я за год перезнакомился со всеми преподавателями и прослушал всю теорию рисунка и живописи. Пластическую анатомию изучил на собственном теле. В конце учебного года осмелел: стал подходить к студентам и в качестве опытного товарища указывать на их ошибки.

 

Каир, 1991

 

На следующий год, как и следовало ожидать, меня приняли в училище. Поступил на живописный факультет, так как к сценографии уже охладел. Это было лето 1980-го — года Олимпиады в Москве и смерти легендарного полудиссидентского певца и актера Владимира Высоцкого.

После второго курса в жизни произошло два важных события. Я встретил будущую жену Ирину, а спустя два месяца был призван в армию. В армию шел с этюдником. Попал в учебку, где проводились воспитательные работы. Как-то на трибуну вышел командир и под красным знаменем СССР и портретом Ленина прокричал: «Я 20 лет в армии! Самовольщиков я изучил досконально. За это время не было ни одного солдата, который пошел бы в самоволку для того, чтобы посетить выставку, сходить в театр, музей, библиотеку. Это всегда или пьянство или бл…во!» Я слушал и радовался, думая, что буду первым. И когда оказался на службе в Ленинграде, то самовольно уходил в музеи, выставочные залы в кино и даже в театр. Но попался именно тогда, когда напился с гражданским товарищем портвейна. За это меня отправили на гауптвахту.

После армии учился еще два года в училище и по распределению должен был отправиться преподавать рисование школьникам в Чечне. Но хотел стать художником и писать картины. Для этого нужно было переехать в большой город и поступить в учебное заведение. Авария на чернобыльской АЭС способствовала выбору места – я думал, что желающих учиться в Киеве будет немного. Их оказалось больше, чем было всегда, но я все же поступил в Киевский государственный художественный институт.

 

«Дороги Украины», цифровая печать на холсте, 127 Х 180. см, 2009,

Спокойно сидеть за эскизами в ожидании диплома было не суждено. Ветер перестройки коснулся и выставочных залов союзов художников — студентам разрешили принимать участие в выставках. Первой оказалась «Любовь — 88» в Киеве. На следующий год — «Выставка молодых художников социалистических стран»» в московском Манеже. Прогресс был очевиден — выставок у меня внезапно стало больше, чем картин в мастерской.

В 1991 появились первые «карты» – картины, написанные на географических картах. Следом прошла первая персональная выставка в Москве в галерее Гельмана. В том же году состоялась и первая поездка за границу.

Наступил период, когда путешествия и искусство переплелись в единое целое. С 1993 по 2001 год у меня были творческие поездки и участие в выставках в Польше, Словакии, Македонии, Австрии, Венгрии, США.

Самой громкой в этот период оказалась выставка «Картографы».1997-1998 гг. В это же время началось мое плодотворное сотрудничество с художником и куратором Валентином Раевским. Первой была выставка в Музее города Трондхейм в Норвегии, а потом целый ряд мероприятий, которые увенчались в 2001 году «Первым украинским проектом» на биеннале в Венеции.

 

Учасnники биеннале у Венеції. С. Панич, Ю. Соломко, А. Савадов, О .Меленти, Паоло де Грандис (координатор), В.Раевський (куратор), О. Тистол

 

В 2003 году в киевской галерее Гельмана был показан самый резонансный в медиа и социально полезный фотопроект «Регенерация», в котором моделью была прекрасная ампутантка. Проблемы людей с ограниченными физическими возможностями оказались в центре общественного внимания, меня  стали называть фотографом.

В 2007 году состоялась выставка «Натурпродукт» которая открыла новый живописный цикл.

К моменту беседы

Работю с картами и живописью, ощущая грядущие события.

 

Приложение к тексту:

Вилино — большое село Бахчисарайского района Крыма. Стоит на месте Альминского сражения — первого в обороне Севастополя в Крымской войне 1853-1856 гг. В селе есть памятник, посвященный этим событиям, а когда наступает теплое время года, сюда съезжаются реставраторы со всего мира и ведут свои ролевые игры в войну. Именно на Вилино заканчиваются Крымские горы и начинается степь.

Краснодарское училище находилось под кураторством Ленинградской академии искусств имени Репина, но преподавали в нем выпускники различных вузов Советского Союза – Москвы, Ленинграда, Еревана, Таллинна, Киева. Благодаря этому студенты знакомились со множеством различных подходов к творчеству, получая хороший уровень профессиональной подготовки.

«Любовь — 88» — выставка 1988 года, которая собрала в одном пространстве молодых, наиболее интересных художников того времени. Проходила в зале Союза художников, находившемся внизу Андреевского спуска. Некоторые знатоки именно с нее начинают хронологию современного украинского искусства.

«Выставка молодых художников социалистических стран» (1989 г.) — проходила в Москве в «Манеже». Была своего рода прорывом, так как до нее в таком объеме в СССР представлялось только искусство братских советских республик.

«Картографы. Геогностические проекции XXI века» —  выставка открылась в 1997 году в Загребе и потом экспонировалась по музеям и выставочным залам Польши Венгрии, Словении. В ней участвовало 65 художников из 28 стран мира. Отражала геополитические перспективы XXI века. В ее рамках были представлены карты, глобусы, геополитические проекты, перфомансы, мода. Украину представлял Юрий Соломко.

Валентин Раевский (1956-2010 ) – украинский художник. Жил и работал в Киеве. Художественный руководитель «Нового творческого объединения» (1990-1996). Куратор и участник «Первого украинского проекта» на 49-й биеннале современного искусства в Венеции (2001). «Величайший из слонов, на которых держится киевское небо», по мнению Соломко.

«Первый украинский проект» — первая национальная презентация на Венецианской биеннале в 2001 Арсен Савадов, Олег Тистол, Ольга Миленти, Сергей Панич и Юрий Соломко представили мультимедийный проект в огромной военной палатке, внутри которой находилась диорама, презентующая Украину. В окнах стояли мониторы с видео, отснятым специально для проекта. Накануне организации проекта разразился скандал, поскольку изначально министр культуры Богдан Остапка назначил куратором презентации Ежи Онуха (директора Центра современного искусства Сороса), комиссаром – галериста Евгения Карася, а художниками должны были выступать участники «Фонда Мазоха» Игорь Дюрич и Игорь Подольчка. Однако вице-премьер Николай Жулинский счел их проект недостойным и передал право первой ночи на биеннале другому творческому коллективу.

«Натурпродукт» — работу над этим проектом Соломко начал в 2006 году. После 15 лет работы с картами, а также новыми технологиями, у Юрия возникло желание вернуться к академической школе, холсту и маслу, к созданию иллюзии трехмерного пространства. Он использовал этюдник вместо фотоаппарата, и  натюрморт как самый простой жанр. Сфокусировал внимание на простых, но характерных для нашей местности вещах – банках-закатках, овощах и фруктах. И после цифровой техники живопись с натуры воспринимается Соломко как последнее слово IT-технологий.

 

МІТЄЦ надає авторам текстів та героям сюжетів майданчик для свободного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти їхні погляди.                 Бачите помилку, пишіть сюди