EN

СКУЛЬПТОР КИРИЛЛ МАКСИМЕНКО И УРОБОРОС

Проект «Свои 5 копеек» вначале бурно разрастался, монет было собрано достаточно, определено место под скульптуру Уробороса, но средств на завершение и установление нет…

Я всё опасалась, как бы этот текст не стал панегириком, ну, вы все знакомы с подобными образцами: «уникальный», «поразительный», превосходный и прочее. Потому как мне предстоит представить вам уникальные, поразительные и превосходные творения Кирилла Максименко. СКУЛЬПТОРА. Его скульптура «Спасибо, Стив» давно уже стала опознаваемым местом Одессы, установленная по улице Новосельского возле некой стандартной многоэтажки.
И составлена она из шестерёнок каких-то, деталек производственных, но там КИСТЬ руки, точно кисть (Стива? жест благодарности?), но всё же это – скульптура, как ни крути.
А познакомилась я лично с автором благодаря Лесе Вербе, он оказался рыжим, бородатым да ещё и украинофилом (кстати, знает невероятное множество фактов и историй об одесском крае). Однако суть в том, что Кирилл суть яркий представитель трэш-арта! Им УЖЕ создано неимоверное количество объектов из обломков, деталей, фрагментов невесть чего!
Более того (и в этом он действительно уникален для нашего времени и места), он является представителем ушедшего в небытие периода истории нашей страны, когда мужчинам положено было быть ИНЖЕНЕРАМИ = разбираться в механизмах, знать нечто о машиностроении. Сейчас это «не модно, не в трэнде», нынче бОльше всего айтишников всевозможных да и починить они неспособны, ничего.
Знакомство наше, близкое, началось с того, что пан Максименко САМ предложил прийти кран починить! Вот так! Он его починил, а я, знакомая с его СКУЛЬПТУРАМИ по городу расставленными, начала его расспрашивать о них. Естественно и о «Спасибо, Стив» тоже.
Но поразил он меня тем, что поддержал тему КОЛЕЦ САТУРНА! Он знал об этом больше чем я… (лишь док. фильм ВВС смотревшая). Впоследствии выяснилось, что его познания об одесском краеведении также безмерны, он и объездил наш край. Уверял, что староверы в низовьях Дуная доселе придерживаются обычаев своих. И что супругу там себе там среди них сыскал… Словом, необычайный человек.
Потому и творенья его столь своеобразны, – это не «выкрутасы», за этим всем стоит «база»: учился в рисовальной школе, всегда делает тщательно прорисованные наброски, затем макеты; первоначально хотел поступать в военное, артиллерийское училище (друзья подшучивают: «Хотел в арт-училище, вот и оказался в арт-бизнесе!»). Но об арт-«бизнесе» чуть позже. В результате оказался в Харькове в Национальном аэрокосмическом университете, где закончил факультет «стандартизации, метрологии и сертификации», со специализацией «радио-технического измерения» (-тока, частоты – это я для технических невежд).

Обывателя может поразить признание автора скульптур в любви к механизмам всевозможным, машинам, агрегатам, НО он также способен изначально видеть в них фрагменты своих будущих работ! И они, таких уже более 300, в своём большинстве ЗООМОРФНЫ! Жуки, стрекозы, собаки (котов нету), быки, представители орнитологии-инсектологии… Отрезается-изымается фрагмент механизма, поскольку он напоминает спинку жука или рожки многоножки. И начинается пересоздание.

Речь идёт о том, что Кириллу Максименко фрагмент чего-то (механистического) способен преподнести идею, образ кого-то (из животного мира, нас с вами): сие есть доподлинный трэш-арт, рождаются объекты и скульптуры СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА.

Кирилл признаётся: «Мне нравится давать вторую жизнь», что, на деле, в высшей мере экологично! Но и… даже что и феерично! Художник рассказывает, что его занимает, когда в объекте ли, скульптуре зрители начинают опознавать детали чего-то ещё… В мохнатой большой Гусенице буквы от печатной машинки с ножками, фрагмент газонокосилки, фрагмент от вил, друшляк и прочее.

К примеру, «Лягушка» создана из корпуса фильтра машинного, обычный друшляк пошёл как спинка некой (вполне реальной) медузы, на «Ежа», вернее ехидну, ушло более 400 свечей зажигания. Собирал их по мастерским. А в собственной мастерской СТОЛЬКО ВСЕГО: ложки чайные и столовые, некие рычажки (коробка передач), металлические шары; настоящее пушечное ядро – выкопал из земли; «равлик» (как это сказать по-русски?), составленный из тормозных трубок, там и цепь велосипедную можно обнаружить. А вот «Солярис» образовался из клапанов газораспределения автомобилей; сковорода стала основой «Скумбрии».

Пошли дальше, – вношу уточнения своим гуманитарным умом не до конца понятыми, Кирилл Максименко не клепает огромные части, отторгая фрагменты от машин, нет, там сварка, «то не заклёпки, а «сварочные точки», ведь можно швом тянуть или точками»…

Потому и мастерская его в металлическом гараже, скорее даже большом контейнере размещена. Где «чего только нету»! Включая газовый баллон для смешения с кислородом. Инструменты всевозможные, даже создающие анекдотические ситуации: супруга вечером переспрашивает, что это за болгарка для которой нужно купить ещё алмазные диски?! Но «болгарка» – это «угловая шлифовально-отрезальная машина», всего лишь название, т.к. в своё время изготавливалась лишь в Болгарии.
Однако именно трансформация чего угодно в объект/скульптуру и впечатляет, ПОРАЖАЕТ своей органичностью! Механика преображена в живое, знакомое, того, чего нам остро недостаёт в этой нашей жизни!

И не только по Одессе выставлены скульптуры Кирилла Максименко. Хотя тут рядом стоит такой себе “Джин” возле фотомагазина, он сотворён из коробок от плёнок, + ещё невесть чего, но «джиниться» вполне убедительно.

Да, а ещё при мастерской живёт найдёныш – ласковый пёс Гарри, а сам творец красуется в наручных часах, карманных по размеру, которые носили ещё во времена Первой мировой войны.

На деле широкомасштабный проект «Свои 5 копеек» не реализован, у автора уже давно иссякли собственные средства, а просить он считает зазорным (?!), вот он и «провис». А зря! А жаль! Ведь для УРОБОРОСа даже место выбрано!

Знаю-понимаю, что это уже даже и не «эссе», не рассказ, но повествование, однако…

Фото предоставлено Кириллом Максименко
МІТЄЦ надає майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти погляди героїв порталу.