EN

SECOND HAND. ЧАСТЬ ВТОРАЯ


На “Платформе Арт-Завод” (Киев) состоится презентация проекта Кадирова Жанна (Киев).

Новая серия работ Жанны Кадыровой реализована на территории Дарницкого шелкового комбината – производственного гиганта советских времен. Объекты проекта Second hand изготовлены из старой плитки, использовавшейся в облицовке помещений фабрики либо хранившейся на ее территории. В своих работах Кадырова воспроизводит орнаменты, еще сохранившиеся на фабричных стенах. Экспозиция представлена в одном из бывших ткацких цехов комбината.
Сейчас большая часть помещений ДШК используется как коммерческая недвижимость, складские и торговые площади. Мало что напоминает о прошлом комбината – когда-то одного из крупнейших предприятий легкой промышленности СССР. Построенный после Второй мировой войны, в 70-е годы комбинат производил десятки миллионов метров тканей, на трех его фабриках работали более 6 тыс. человек.
Работая над проектом и общаясь с бывшими сотрудниками ДШК, Кадырова прониклась искренним интересом к истории предприятия. “Сталкиваясь с этим материалом, невозможно не думать о том, что было здесь раньше. Фактически, это был город в городе, со своей особой жизнью, атмосферой, отношениями между людьми”, – говорит художница.
Кроме собственно производства разнообразных тканей комбинат поддерживал мощную социальную инфраструктуру, предлагая своим работницам многочисленные кружки художественной самодеятельности, спортивные секции, клубы и библиотеки. ДШК содержал собственную оранжерею, в которой на протяжении круглого года выращивались цветы разных сортов. Оказывается, цветы были нужны для поощрения членов коллектива, большинство в котором составляли женщины. На фоне современной одержимостью “эффективностью” и “целесообразностью трат”, такой подход обескураживает.
Внимание художницы привлекли мозаичные панно и монументальная живопись, созданные профессиональными художниками по заказу комбината. И хотя эти работы не избежали влияния официальной государственной идеологии, их высокое художественное качество не вызывает сомнений. “Мозаики в цеху – это утопия. Сейчас, когда работодатели зачастую пренебрегают элементарными потребностями своих работников, такой подход к оформлению производственных площадей кажется чем-то невозможным”, – говорит Кадырова.
Обращаясь к противоречивому прошлому одного из крупных производств на территории Киева, художница подчеркивает проблематичность многих аспектов современной ситуации. “Мы видим, что более теплые, человечные отношения между людьми не были чем-то абсолютно чуждым на производстве, равно как и хорошее искусство”, – считает Кадырова. Вопрос в том, ушли ли такие отношения навсегда и что приходит им на смену.

МІТЄЦ надає майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти погляди героїв порталу.