EN RU

Поймать Бога

Поймать Бога

Реплика Юлии Бельской (Киев) о пинхоле, посвященная Pavlovka pinhole fest 2019.

Когда-то, еще на заре времен, человек впервые увидел изображение. Сквозь отверстие в шкуре мамонта, которой был завешен вход в пещеру, пробрался луч света – и на каменной стене вырос лес. Вырос вверх тормашками. Уж не знаю, что подумал первобытный человек, возможно, что это происки злых духов, и побежал задабривать богов, дабы чего плохого не вышло, но сегодня, спустя тысячелетия, мы можем увидеть в древних пещерах изображения, нарисованные вверх ногами.

Можно бесконечно долго спорить о том, когда зародилась фотография, но без сомнения одно – истоки стоит искать там, в пещере.

Поймать Бога

 

Да, изображение получилось зафиксировать в 19-м веке. Были опыты Тальбота, была даггеротипия и прочая, и прочая. И наверняка где-то был маркесовский Хосе Аркадио Буэндиа, пытавшийся поймать Бога даггеротипом, дабы доказать его существование.

Был замечательный математик и фотограф Льюис Кэрролл и созданные им миры, в одном из которых, в зазеркалье, можно было ходить на головах, уменьшиться и проникнуть «сквозь дверцу в чудесный сад». Кажется, что Кэрролл был невероятным фантазером, но тот, кто занимается фотографией, знает, что он описал процесс получения негативного изображения, которое всегда получается перевернутым. А чтобы попасть на фотографию, надо «уменьшится».

Анализируя зазеркалье Кэрролла, понимаешь, что снова попадаешь в ту самую пресловутую пещеру. Именно с тех пор мы можем говорить о зарождении принципа камеры-обскуры, о пинхоле.

В мире нет другой фотографической техники, которая проходит красной нитью через всю историю человечества, способствует отражению, осмыслению и созданию альтернативной визуальной культуры, питается коллективной архетипическим памятью.

Поймать Бога

В 5-м веке до н.э. последователи китайского философа Мо-цзы прониклись этим явлением и описали возникновение перевернутого изображения в темной комнате.

Вопрос, каким образом получается круглое изображение Солнца, когда оно светит через квадратное отверстие, волновало Аристотеля. В оптике это известно как «проблема Аристотеля».

 

В 16-17 вв. Кеплер разработал теорию камеры, с тех пор «проблему Аристотеля» называют «эффектом камеры-обскуры».

Пинхол-фотография стала популярной в 90-х годах 19-го века в Европе, США и Японии.

В 60-х годах прошлого века в Европе возродился интерес к фотографированию без линз, а в 1990-е пришел и в Украину.

Сегодня пинхол-выставки и пинхол-фестивали проходят по всему миру, количество адептов пинхола растет год от года.

Пинхолом занимаются от Патагонии, Колумбии, Чили до Японии, от Шотландии до Греции. Пинхол-фотоаппарат можно сделать из чего угодно: коробки, утюга, трамвая, самолета…

Поймать Бога

Вы спросите, надо ли сегодня, в 21-м веке, при наличии цифровых технологий, позволяющих получить изображение превосходного качества, заниматься «пещерной» фотографией? Сегодня, когда прогресс достиг того, что вместо ведущего в эфире уже вещают роботы? Я отвечу: надо. Непременно надо! Потому что коробочка (баночка, ведро, самолет – нужное подчеркнуть), из которой сделан пинхол, и ее содержимое – это душа фотографа. Потому что, если ты не вкладываешь самого себя целиком и полностью, то заниматься таким уж точно никогда не будешь. А то, что сделано с душой, будет в каждой точке изображения, а значит, в ней будет частичка Бога – то, что так мечтал поймать и запечатлеть Хосе Аркадио Буэндиа, и то, что под силу каждому.

Подобными вещами просто необходимо заниматься, чтобы не превратиться в робота, в ту самую бездушную говорящую голову в ящике.

Юлия Бельская

P.S. Ознакомиться с творчеством  украинских и зарубежных пинхолистов можно будет с 14 июня по 4 июля, посетив «Pavlovka pinhole fest 2019», Киев, Музей гетманства, ул. Спасская, 16 в.

МІТЄЦ надає авторам текстів та героям сюжетів майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти їхні погляди.