Меню

Поймать Бога

Реплика Юлии Бельской (Киев) о пинхоле, посвященная Pavlovka pinhole fest 2019.

Когда-то, еще на заре времен, человек впервые увидел изображение. Сквозь отверстие в шкуре мамонта, которой был завешен вход в пещеру, пробрался луч света – и на каменной стене вырос лес. Вырос вверх тормашками. Уж не знаю, что подумал первобытный человек, возможно, что это происки злых духов, и побежал задабривать богов, дабы чего плохого не вышло, но сегодня, спустя тысячелетия, мы можем увидеть в древних пещерах изображения, нарисованные вверх ногами.

Можно бесконечно долго спорить о том, когда зародилась фотография, но без сомнения одно – истоки стоит искать там, в пещере.

 

Да, изображение получилось зафиксировать в 19-м веке. Были опыты Тальбота, была даггеротипия и прочая, и прочая. И наверняка где-то был маркесовский Хосе Аркадио Буэндиа, пытавшийся поймать Бога даггеротипом, дабы доказать его существование.

Был замечательный математик и фотограф Льюис Кэрролл и созданные им миры, в одном из которых, в зазеркалье, можно было ходить на головах, уменьшиться и проникнуть «сквозь дверцу в чудесный сад». Кажется, что Кэрролл был невероятным фантазером, но тот, кто занимается фотографией, знает, что он описал процесс получения негативного изображения, которое всегда получается перевернутым. А чтобы попасть на фотографию, надо «уменьшится».

Анализируя зазеркалье Кэрролла, понимаешь, что снова попадаешь в ту самую пресловутую пещеру. Именно с тех пор мы можем говорить о зарождении принципа камеры-обскуры, о пинхоле.

В мире нет другой фотографической техники, которая проходит красной нитью через всю историю человечества, способствует отражению, осмыслению и созданию альтернативной визуальной культуры, питается коллективной архетипическим памятью.

В 5-м веке до н.э. последователи китайского философа Мо-цзы прониклись этим явлением и описали возникновение перевернутого изображения в темной комнате.

Вопрос, каким образом получается круглое изображение Солнца, когда оно светит через квадратное отверстие, волновало Аристотеля. В оптике это известно как «проблема Аристотеля».

 

В 16-17 вв. Кеплер разработал теорию камеры, с тех пор «проблему Аристотеля» называют «эффектом камеры-обскуры».

Пинхол-фотография стала популярной в 90-х годах 19-го века в Европе, США и Японии.

В 60-х годах прошлого века в Европе возродился интерес к фотографированию без линз, а в 1990-е пришел и в Украину.

Сегодня пинхол-выставки и пинхол-фестивали проходят по всему миру, количество адептов пинхола растет год от года.

Пинхолом занимаются от Патагонии, Колумбии, Чили до Японии, от Шотландии до Греции. Пинхол-фотоаппарат можно сделать из чего угодно: коробки, утюга, трамвая, самолета…

Вы спросите, надо ли сегодня, в 21-м веке, при наличии цифровых технологий, позволяющих получить изображение превосходного качества, заниматься «пещерной» фотографией? Сегодня, когда прогресс достиг того, что вместо ведущего в эфире уже вещают роботы? Я отвечу: надо. Непременно надо! Потому что коробочка (баночка, ведро, самолет – нужное подчеркнуть), из которой сделан пинхол, и ее содержимое – это душа фотографа. Потому что, если ты не вкладываешь самого себя целиком и полностью, то заниматься таким уж точно никогда не будешь. А то, что сделано с душой, будет в каждой точке изображения, а значит, в ней будет частичка Бога – то, что так мечтал поймать и запечатлеть Хосе Аркадио Буэндиа, и то, что под силу каждому.

Подобными вещами просто необходимо заниматься, чтобы не превратиться в робота, в ту самую бездушную говорящую голову в ящике.

Юлия Бельская

P.S. Ознакомиться с творчеством  украинских и зарубежных пинхолистов можно будет с 14 июня по 4 июля, посетив «Pavlovka pinhole fest 2019», Киев, Музей гетманства, ул. Спасская, 16 в.

бачите помилку, пишіть сюди
Поділитися сторінкою