Акция “Сквота на Олеговской” (Киев), состоявшаяся в 1996 году.
АКЦИЯ
08 Июня, 1996
Город Киев, ул. Олеговская – ул. Лукьяновская.
Художники: Варваров А., Заиченко В., Коновалов И., Корниевский С., Милитинский К., Милитинская О.
“Хочу отметить, что в государстве, где впервые намечалось образование институций новейшего искусства и их внедрение в мировой контекст, попросту не было бюджета и средств. Поэтому на волонтерских началах стали появляться первые сквоты, частные галереи, журналы, договорные выставки, встречи и т.д. В нашем случае, во время дефолта, средствами для работы служило только то, что носили с собой и что лежало под рукой. Выходом из такой ситуации послужило образование вымышленной, концептуальной оболочки под названием «Fiction Gallery Expedition». Естественно, в концептуальном измерении свободы может обозначится не только наш сквот, но и земной шар и даже космос, и нам эта идея нравилась.
Идеи приходят путем проб, ошибок, опыта и, конечно же, «волшебного случая» – когда не ждешь, это самое – “вдруг”. В который раз, проходя из общежития худ. института в мастерскую на ул. Олеговская, мы обратили внимание на морскую шлюпку, которая находилась почти на пересечении двух улиц: Лукьяновская и Олеговская. К тому времени зрела точка сборки и не хватало одного пазла, а именно, места, где произойдет ее «Отплытие».
И так, на горе Щекавица (есть вариант названия горы от древнеславянского слова Щек – соловей) в благодатную, майскую, переходящую в летнюю, погоду, мы все вместе собрались отправиться в путешествие в неизвестном направлении. Каждый из участников усадил свой дубликат тела (аватар) в лодку, где бы ему хотелось самому сесть. В центре лодки был помещен телевизор с видеомагнитофоном, питание брали с электрического столба, который находился рядом. Видеофильм был показан в жанре документальной хроники, раскрывающей тайны рождения «аватаров». Именно “рождение” было лейтмотивом всего происходящего. “Рождение” по сути антропологической галереи-произведения, отличной от произведения-артефакта, поскольку вместо некой зафиксированной формы она имеет длительность во времени и пространстве, сходную с человеческой жизнью. Поэтому “отплытие” лодки следует рассматривать не как отдельную форму (или акцию), а как начало пути FGE для осуществления самой себя.
«Отплытие» началось традиционно с момента разбития бутылки “Советского шампанского” о борт лодки. Бутылку разбили со второго раза. Тогда говорили, что надо было брать импортное шампанское – у него стекло тоньше. Может, поэтому «всплытие» FGE оказалось длительным, до самого начала 21 века. И продолжение следует…
Коновалов Игорь.