Меню

ОМЕЛА 1998-2004

Поділитися сторінкою

Проект Игоря Коновалова (Новый Буг-Днепр-Киев), над которым художник работал c 1998 по 2004 год.

В этом проекте я хочу рассказать долгосрочную историю «маркетингового» хода FGE, как попытку рекламной стратегии в разные социальные сферы (помимо создания виртуального сайта). На улице Олеговской, на верхушках больших старых тополей можно увидеть органично вписывающие вечнозеленые шары полупаразитных кустарников омела. Известно, что семена омелы разносят птицы, и тогда на этом примере у меня возникла идея искусства «маркетинговой» коммуникации бренда, невидимой галереи (FGE). Обозначая в кавычках «маркетинг», фиктивная галерея использует лишь формальный прием распространения, нежели продвижение рекламного продукта, удовлетворяющий рыночную потребность с целью извлечения материальной прибыли.

В предшествовании развития «маркетингового» хода уже были такие теллурические практики, как «Остановка» (земля) в виде большого кирпичного бигборда и «Птицы» (воздух), когда окольцованные FGE птицы определяют потолок несуществующей галереи, — небо над городом. Весной 2002 года я совершил акцию «обручения» рыбок: выпущенные в реку рыбы обозначили пространство FGE в водной стихии (вода).

 

 

Как-то летом 2002 года я встретил приятеля по имени Славик на улице Смирнова-Ласточкина (ныне Вознесенский спуск), который тогда жил под холмом в полуразрушенном старом домике. Он меня пригласил к себе во двор и показал вырытую в холме им самим пещеру на случай ядерной войны. Пещера глубиной метров десять с комнатой, где он уже провел электричество и выложил кровать из кирпича. Тут мне и пришла идея, завершающая земные стихии (подземелье), обозначая свободу фиктивной галереи в качестве выставочного пространства. Итак, цикл естественных стихий маркировки FGE —  земля, воздух, вода и подземелье завершен.

 

 

Позже меня заинтересовали другие стихии обмена, кроме природных естественных –  социально-городская и производственно-рыночная. Я тогда работал дизайнером на заводе «Укрпластик», где печатали упаковки для разных продуктов питания. Мне пришла идея, как влиться в торгово-рыночную сеть. Я сделал упаковку мороженого и незаметно для всех поставил маркировку «FGE 2004». Таким образом на заводе отпечатали несколько тонн пленки, в которую завернули мороженое и распространили по торговой сети не только в Украине, но и за ее пределами. Искусство выступает своего рода призраком и тенью в матрице.

 

 

Хочу привести еще один параллельный проект «Windows and Doors», вписывающийся в общий проект «Омела», как стратегия искусства «маркетинга» FGE. Этот проект не однозначный в концептуальной поэтике городской семантики, что привело к условному разделению на две среды, физическую и виртуальную. Итак, начнем с физической.

В конце 90-х в Киеве я с Анатолием Варваровым шел по дороге мимо дома и наткнулся на парадную дверь с лестничной площадкой, заложенной кирпичом.  Нас привлекло визуальное сходство мысли несуществующей галереи, только надо было обозначить табличкой, что и было сделано. Тогда еще напечатали эту первую фотографию в журнале «Terra-Incognita» №8 (1).

 

 

Позже я начал обращать внимание на слепые окна и застроенные двери, прикреплять таблички бренда FGE и архивировать точки отсчета пространства фиктивной галереи.

 

 

Когда в начале 2000-го года я сделал веб сайт FGE, я начал там и архивировать. Так сам собой и появился на сайте первый виртуальный проект «Windows and Doors». Если в начале я физически прикреплял табличку, то позже начал маркировать в фотошопе. Я подумал, что для виртуальной странички не имеет смысла реальная фотографическая документация, тем более клеить табличку в труднодоступных местах мне было не под силу, где не обойтись как минимум без лестницы, тогда как в фотошопе можно раскрашивать, делать цветные освещения и много чего.

 

 

Этот текст воспоминаний я пишу сейчас, в 2019 году, но тогда я и не подозревал, что через десятки лет настолько вырастет масштабная виртуальная реальность и в мире появятся фиктивные галереи (2), где произведения будут в формате JPG. «Разница между произведениями искусства и изображениями их документации онлайн рушится. Такова престижная экономика традиционных галерей». (3).

 

«Terra-Incognita» №8. Стр. 112-113

  1. Gallery Fiction. Towards the new technology of art dissemination. https://www.ofluxo.net/gallery-fiction-by-natalya-serkova/
  2. The difference between artworks and their documentation images online is collapsing. So is the prestige economy of traditional galleries

https://www.ofluxo.net/flatland-by-loney-abrams/

бачите помилку, пишіть сюди