EN RU

ОДЕССА ТАКАЯ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ

ОДЕССА ТАКАЯ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ

Разговор художников Игоря Гусева (Одесса), Александра Ройтбурда (Одесса-Киев) и журналистки Зины Пидалькиной. Архивный материал, 2007 год.

«Приходи, Зина, в гостях будет художник Игорь Гусев» — добрым голосом сказал Александр Ройтбурд, в недалеком прошлом одессит, а теперь — непростой киевский парень. С Игорем Гусевым связана не одна киевская виставка, поэтому Педалькина и направилась в киевскую тьму в поисках улицы Почайнинской.

Пришла Зина в гости с фруктами. Мандаринов пять штук принесла. Художнички за столом сидят. На столе бутылки красуются — чача грузинская, коньяк, вино…  «Неплохо…», — подумала девушка, но спросила о другом: «Можно интервью записать?»

 

ОДЕССА ТАКАЯ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ

Игорь Гусев «Гусев-Куинджи-Трансмузеум», 2018, холст, масло, 93 х 122 см

 

Александр Ройтбурд (С удовлетворением указывая на Гусева): Вот жертва. Ну! Говори!

Игорь Гусев: Да с вами.

З.П. (Не понимая): Что с нами?

И.Г  С нами не соскучишься. Га-га-га!

З.П. (Для приличия хмыкнула): У нас ведьма живет.

А.Р. (Недоверчиво): Где?

З.П. В подъезде. Вот опять на Новый год у лифта воду мутную разлила. Колдует. А вы как к видьмацтву относитесь?

И.Г. Никак. Как говорят поп-звезды: «Мы к ним не относимся». Мы, конечно, не такие, как поп-звезды.

 

ОДЕССА ТАКАЯ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ

Игорь Гусев «Кипренский трансмузеум», холст, масло, 37 х 57 см

 

З.П. (Нежно): Что же так скромно?

И.Г. (Оправдываясь): Ну… сегодня художник уже пытается быть звездой. С одной стороны, это плюс — рейтинг. Соответственно, растет рыночная стоимость. Арт-рынок в нашей замечательной стране слабый.

А.Р. А чем ведьма занимается?

З.П. Пирожки печет и у метро продает.

И.Г. (Рассудительно): Она — не галеристка. Галеристки хотят, чтобы их картины как пирожки продавались.

А.Р. Но если говорить об украинских женщинах, они все — немного ведьмы.

И.Г. Мы в Одессе открыли свою мастерскую. Слева — Александра, а справа — моя. Над нами живет «трехэтажная» бабушка. У нее такое прозвище, потому что она много матерится. Когда она поняла, что у нас не будет публичного дома, как предсказывали одни соседи, нет Интернет-клуба, как предсказывали другие, она сказала: «Ой! Одни лишь художники! Даже некого на ..й послать». Бабушка с нами подружилась. В одном из рассказов о ее молодости, о жизни в  Севастополе с подружками, где они встречались с офицерами, прозвучала фраза: «Эти бы ножки на эти погончики»…

З.П. (Гусеву): Ты что, в Одессе живешь?

И.Г. В Киев не собираюсь перебираться. Потому что здесь дома большие. У нас в Одессе все маленькое, компактное и при этом довольно европейское, потому что Одессу строили при Екатерине модные в те времена архитекторы — итальянские, французские. Отсчет номеров сложно спутать, потому что номера идут от моря. Киев — более запутанный город. Здесь много гор. Мне здесь сложно.

З.П. (Наблюдая, как Ройтбурд очищает кожу фрукта помело): А темы картин… Станет ли «трехэтажная» бабушка темой твоей картины?

И.Г. Запросто. Я вышел в магазин. Она попросила ей купить чекушку и сказала продавцам: «Этого обчислять. Он — мой сосед». Как можно не написать такой портрет!

 

ОДЕССА ТАКАЯ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ

Александр Ройтбурд «Бал в Фоли-Бержер»

 

А.Р. (Не оставляя борьбу с кожей помело): С нами в поезде ехали грузины. Интеллигентные люди… Я начал читать стихи.

И.Г. (Объясняя Зине): Саша по телефону прочитал Бориса Херсонского.

Взяв книгу поэта, художник Ройтбурд прочитал и Зине стих. Слушала Зина. Сердце радовала светлым Сашиным лицом.

И.Г. (Продолжая историю о поездке): Грузины уставились. Сказали «чао» и пошли спать.

А.Р. Пусть Гусев прочитает стихотворение про целочку.

И.Г. (Охотно декламирует):

Пасха. Праздник.

Миг досуга.

Свет ночного рая.

Плачет целочка у клуба.

Потеряла флаер.

Проливные катит слезы

По щекам прозрачным.

Ей бы секса в передоза

В сауне на даче.

Не пущу.

Хрипит устало

Шкаф на фейс-контроле.

Все никчемно.

Все пропало.

Все — Господня воля.

ОДЕССА ТАКАЯ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ

Олександр Ройтбурд, Двоє, рисунок, папір, кулькова ручка, 28,6 х 20,2 см, 1980-і. З колекції Тетяни та Бориса Гриньових

А.Р. У нас в Одессе есть художник Лев Маколкин. Ему скоро будет 4 года.

И.Г. Парень очень талантливый. Делает абстракцию.

А.Р. Известный московский куратор Екатерина Деготь, когда увидела работы Маколкина, сказала, что Кандинский нервно курит.

З.П. Как можно охарактеризовать это современное искусство?

И.Г. Оно ориентируется на новое поколение. Тех, кому сейчас по 3-4 года. Это — дети миллениума. Художники все списались. Для меня и многих моих соратников поиски завершены. Если десять лет назад все что-то искали, то сейчас этого уже нет. Если раньше существовал авангард, и многие поколения художников развивали его интенции, была ситуация постмодернизма, то сейчас — коллапс. И даже слово «актуальное» уже не актуально.

А.Р. (Разрывая мясо помело на куски): Актуальное искусство уже звучит как формат. Считается, что геометрия — это и наука, которую определяют как таковую ​​для себя люди, которые считают себя геометрами. Так и актуальное искусство. Это — конвенциональная шняга, как выражается современная молодежь. В целом актуальное искусство — это зона, в которой формируется то, о чем будут писать в энциклопедиях об искусстве. Хотя это — то искусство, которое, с точки зрения правильных критериев,  искусством по большому счету не считается. И не известно, станет ли им завтра. Это пренебрежение правилами.

И.Г. (Объясняя Зине): Хотели приготовить торт, получилось оливье, но все равно вкусно.

А.Р. (Соглашаясь): Это — кулинария не по рецептам. Зона риска. Но если получится вкусно, есть шанс, что это станет рецептом и будет занесено в кулинарные книги.

З.П. (Недоверчиво): А вы сами принадлежите к актуальному искусству?

И.Г. Для меня актуальное искусство — это то, что выставляется на Андреевском спуске. Люди пишут пейзажи Киева. Это то, что написано сегодняшними красками на сегодняшнем полотне и продается сегодня. Но потому, что это искусство некоторыми институтами не вписано в определенный контекст, его воспринимают так, как и десять лет назад. Я всегда был за народное искусство (Указывая на стены мастерской Саши Ройтбурда). Вот у Саши Ройтубрда висит прекрасная коллекция примитива. Разве это — не искусство? Здесь все непрофессиональное, но с такой душой, что плакать хочется.

З.П. Илья Чичкан гордо говорит, что его искусство принадлежит к актуальному. Но говорят, что это не он придумал обезьяну.

А.Р. Конечно, не он. Обезьяну выдумал Дарвин, а затем из нее сделал человека.

 

И.Г. (Зине, которая никак не может понять суть): Просто для какого-то искусства  знаковая фигура М — лебедь, а для Чичкана М —  обезьяна. Сегодня рецепты формирования звезды изучены и художниками, и маркетологами. Тем более, что критерии современного искусства сейчас настолько размыты, что можно быть не супер популярным, но рисовать что-то непонятное. Например, лить краску на холст — и уже что-то будет получаться. Из такого тоже можно сделать мегазвезду, надо просто в нее вкладывать большие деньги. (Неожиданно меняя тему.) У нас сегодня свистунчик бродит по городу. Играет на бутылках.

 

ОДЕССА ТАКАЯ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ

Игорь Гусев «Снежинки», 2018, холст, масло, 145 х 195 см

 

А.Р. У нас уже исчерпываются городские сумасшедшие. Ранее в Одессе их было море.

И.Г. Пополняли московский шоу-бизнес.

А.Р. (С грустью) Нигде не было таких безумных, как в Одессе. А сейчас они исчезли. Человеческий фактор становится мизерным. Осталась бабушка, которая заметает следы. Она встречает поезда и восклицает: «Товарищи! Америка заметает следы. Заполняет полностью тюрьмы. Объединяйтесь!»

И.Г. Есть на вокзале поэт, тоже встречает поезда. Он предлагает сборник своих стихов и баллотируется в президенты.

А.Р. Еще был человек, который писал «НЛО = ВИЙ. Небо взорвется от газов». Он рисовал какие-то купола, кресты. «НЛО-2000 = конец света». Затем над этим лейблом он выпустил откровения. Там было написано «Евреи = пришельцы».

З.П. (Тихо посмеиваясь) А бизнесмены, которые покупают в Одессе картины художников, — нормальные люди?

 

ОДЕССА ТАКАЯ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ

Игорь Гусев «Матрица», 2018, холст, масло, картон, 20 х 35 см

 

А.Р. Их нет. В Одессе местный продукт не идет. Местное — значит сделано лохами. Люди искренне считают лохами своих сограждан, в том числе и служителей муз. Потому что считается, если ты правильный пацан, ты уже свалил. А если остался — отстой. Если искусство делается в Нью-Йорке, Париже и даже в Киеве — это еще канает, а то, что в Одессе — это самопал. Было время, когда в Одессе на афишах писали: «Последний раз перед отъездом в США».

И.Г. С другой стороны, эта ситуация не может не радовать. Нет культурной атаки. Ты в Одессе живешь, как в санатории. Ты никому не интересен. А если говоришь, что является художником, то становишься вдвойне не интересен.

З.П. (Удивленно): Как же ты живешь ?!

И.Г. Киев спасает — мать городов русских.

А.Р. А еще Париж, Нью-Йорк, Москва…

 

ОДЕССА ТАКАЯ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ

Александр Ройтбурд «Ночной дозор», холст, масло

 

З.П. В Одессе есть галереи?

И.Г. Нет. Есть художественные салоны, которые называются галереями, и не знаю, почему.

А.Р. Как-то в Одессу приехал в девяностых из Москвы искусствовед Костя Акинша. Он посмотрел на забор, а там написано: «Вася — поц». Акинша заплакал и сказал: «Какой замечательный город! В Москве уже давно никто такого не пишет. Все пишут: «Ельцин — иуда». Как вам удалось сохранить такую ​​чистоту?»

И.Г. Просто город не пронизан политикой.

А.Р. (не соглашаясь) Пронизан. Но экзистенциальные вопросы типа «Поц ли Вася?» выносятся в сферу публичности. В этом прелесть Одессы. 

 

ОДЕССА ТАКАЯ, КАКАЯ ОНА ЕСТЬ

Игорь Гусев «Дорогой, который час?», холст, масло, 90 х 50 см

 

И.Г. Просто в Одессе легко работать. Не знаю, как на счет размеренного ритма. У каждого он свой. Я люблю сочетать работу над проектами с прогулками вдоль моря. Особенно зимой. Множество ощущений, когда пустой пляж. На побережье — одна-две фигуры. Иногда сам себе завидуешь. Сейчас много пляжей начинают застраивать киевскими коттеджами. (С сожалением) Скоро так не побродишь.

З.П. А свою галерею в Одессе открыть не пытались?

И.Г. А клиентура? Если бы она была, можно было бы и открыть. Есть у нас в Одессе популярное место, где продается искусство — это «Горсад». Любой человек, с которым ты общаешься, не может представить, что ты выставляешься в галереях, музеях… Все, начиная от академика и заканчивая водителем трамвая. «Горсад» в Одессе — критерий успеха.

 

Журнал «Форум», 2007 рік.

МІТЄЦ надає авторам текстів та героям сюжетів майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти їхні погляди.