Меню

О ФЕСТИВАЛЕ КОЛЛАЖА LESS

Сергей Святченко о первом Международном фестивале современного коллажа LESS, который  стартует в сентябре 2020 года в Виборге (Дания).

 

Сергей, поговорим о коллаже. Почему коллаж стал для вас важным делом вашей художественной практики?

Я начал заниматься коллажем в конце 70-х годов. Получил архитектурное образование в Харькове, в одной из лучших архитектурных школ Советского Союза (достаточно сказать, что моим  учителем и научным руководителем диссертации был академик Виктор Леонидович Антонов — неординарный человек, гениальный архитектор и теоретик архитектуры, друг Андрея Тарковского). Он научил меня его теории открытых и закрытых пространств и влиянии их на человека. Я «проектирую» все свои художественные идеи, используя разные художественные формы выражения: живопись, коллаж, фотография, фильм, скульптура, инсталляция.

В Киеве, на улице бывшей Красноармейской был магазин «Зарубежная книга», там в отделе «Искусство» я покупал  интересные книги по архитектуре, искусству, дизайну. И однажды я нашел небольшую книжку стихов Йиржи Коларжа. Это чешский поэт, художник и политик, как я узнал позже. Его поэзия была проиллюстрирована его же коллажами. Для меня это сыграло судьбоносную роль, и с этого момента я начал делать коллажи.

 

Сергей Святченко из серии LESS, 2004

 

Я увлекся этой техникой и попытался сделать что-то свое, новое. Мой отец, профессор архитектуры, архитектор и педагог делал коллажи дома, и я конечно же, наблюдал за этим процессом. Именно в папиных работах я увидел коллаж как очень интересную художественную форму. Мой отец использовал коллаж,  вырезая, например, необходимые ему детали из фотографий мамы, моих фотографий, журнальных текстов, комбинируя их в интересные композиции. Так он создавал своеобразные открытки-послания. В посвященной моему творчеству биографической исследовательской книге «Sergei Sviatchenko. I am collage”, написанной искусствоведом Йорном Якобсеном (Jørn Jacobsen) и в 2018 году изданной в Копенгагене  издательством Lindhard & Ringhof, есть некоторые примеры папиных работ.

Несколько позже, когда я уже работал архитектором и участвовал в проектировании зданий, мы в своих чертежах наклеивали различные вырезанные из журналов фигуры людей, деревья, машины для масштаба, и это были тоже упражнения в коллаже. Но Йиржи Коларж меня подтолкнул к художественному осмыслению коллажа. Я увидел в его работах нечто такое, что по эмоциональному восприятию перекликалось во мне с увиденным в фильме Андрея Тарковского «Зеркало». 

И в Дании вы активно продолжаете эту тему…

С момента моей первой художественной выставки в Харькове в Доме архитектора в 1981-м  году я постоянно работаю технике коллажа. В 2004-м мне удалось создать серию Less, которая по мнению художественных критиков и историков искусства сделала меня сегодня одним из ведущих коллажистов в мире. В 2006 появились Less-цвета. Это другая отличительная черта Less-коллажа. Чистые краски, заполняющие фоновое пространство для фрагментов коллажной конструкции.

«Less-коллаж возник как реакция на многофрагментарные, «перегруженные» композиции в классическом и в современном коллаже. Уникальность Less-коллажей Святченко и характерные отличия его образного языка состоят, во-первых, в том, что в отобранных изображениях производятся резкие и значительные отсечения и во-вторых, количество соединяемых в коллаже элементов сознательно минимизировано до двух или трёх. Необычно яркие цветовые задние фоны (Less-цвета) не затмевают изображений, но делают их зрительно более выпуклыми, придавая плоским изображениям подчёркнутую рельефность. Ещё одна особенность Less-коллажа состоит в том, что в нём нет ни малейшего намёка на местонахождение коллажной конструкции. Отсутствие какой-либо «географической» прикрепленности придаёт окончательную завершённость смыслу созданного изображения, где каждый из элементов вырван из реальности и безвозвратно разлучён со своими корнями.» ( примеч. ред.)

 

Сергей Святченко из серии LESS, 2006

 

В 2018-м году я получил задание от муниципалитета города Виборг, где я живу последние 30 лет,  воссоздать в коллажах его тысячелетнюю историю. Это была большая и очень ответственная задача, над которой я работал год.

Я сотрудничал с известным историком Дании Еспер Ярминг (Jesper Hjermind), который подбирал и обсуждал со мной материалы, отобранные в хронологической последовательности  по столетиям. В в результате мне удалось создать исторический экскурс и отразить его  в художественных коллажах.

 

Тысячелетняя история города Виборга в коллажах, 2018

 

В ноябре 2018 года состоялось открытие этой экспозиции, где я получил много положительных откликов, как со стороны жителей и гостей города, так и от его  руководства. Благодаря этому проекту я получил возможность предложить идею  создания моих коллажных историй, увеличив их до больших  размеров окон магазинов в центре города. Эта моя художественная инсталляция давала возможность увидеть историю города в совершенно ином  масштабе и силе восприятия.

 

 

А рок-фестиваль VIBSTOK — 2019, иллюстрированный моими коллажными скульптурами, окончательно убедил мунициполитет в поддержке моих идей по превращеннию Виборга одного из старейших и красивейших городов в Дании, в центр мирового коллажа.

 

 

Начиная с 1994 года я постоянно напоминал руководству города и политикам о том, что Виборг имеет все возможности  и очень заслуживает, чтобы в нем проходили фестивали искусств на международном уровне, например, как Кассельская документа в Германии. И вот сейчас после успеха TRIBUTE TO VIBORG муниципалитет решил выделить средства на LESS-фестиваль коллажа. Идея состояла в том, чтобы благодаря моей  международной репутации и контактам, использовать всяческие возможности для привлечения средств спонсоров и фондов . Формула: Художник–Город–Бизнес. Мне предложили возглавить проект и стать его художественным директором. Была собрана группа людей, которая будет заниматься администрированием проекта и фондами, а я буду работать с кураторами и отвечать за художественный уровень фестиваля.

Я решил пригласить в этот проект куратора Фэй Довлинг (Faye Dowling) и дизайн бюро New Agency из Лондона. Это большие профессионалы, с которыми я выполнил немало международных проектов за последние 10 лет.

Темой первого фестиваля была выбрана тема «Нутопия».

… Если вспомнить важнейшие вехи нашей истории, то обнаружится интереснейшая закономерность. Все наиболее важные, наиболее ценные идеи дальнейшего цивилизационного развития так вырывались из тесных рамок своего времени, что в большинстве случаев казались поначалу просто утопией. Однако, появляющиеся новые ценные идеи мощно прорывались через это не восприятие и становились движущей силой нашего прогресса. С другой стороны, «Нутопия (англ. Nutopia) —  виртуальное государство, основанное Джоном Ленноном и Йоко Оно. Название «Нутопия» (Nutopia) является словослиянием двух слов — new (новая) и utopia (утопия).

Государство было основано 1 апреля 1973 года в Нью-Йорке. Леннон и Оно представили страну на пресс-конференции. Леннон сказал:

«Мы объявляем об основании страны Нутопии.  « ..У Нутопии нет территории, нет границ, нет паспортов, только люди… Все люди, проживающие в Нутопии, являются послами страны».

Следуя  этим ассоциациям мы хотим изучить взгляды нашего мирового сообщества на будущее развитие современного коллажа, задать вопрос: «Как искусство может изменить наш мир?»

Первый фестиваль состоится в сентябре-октябре 2020.

В течение одного месяца жизнь Виборга будет насыщена яркой интересной выставочной и лекционной программой.  Проект LESS — Windows представит художников на огромных окнах магазинов  по всему городу, в то время как «LESS — Art Box» откроет уникальные художественные возможности создавать пространственные коллажные инсталляции.

 

 

Мы пригласили  ведущих мировых художественных критиков, художественные издания и журналы, и самое главное — хотим заложить основу на будущее, представляя публике интересные ежегодные фестивальные проекты с привлечением наиболее интересных молодых художников и  мастеров коллажа, показывая, что коллаж сегодня в мире является одним из самых динамичных и развивающихся  направлений в современном искусстве.

Уже известны участники этого фестиваля?

Да. Мы работали с первой приглашенной группой художников, анонс ее и художников официально появится немного позже у нас на сайте примерно в конце лета.

Украинские художники, которые занимаются коллажем, имеют возможность подавать заявку на участие в этом проекте?

Естественно, мы будем рассматривать все страны и Украину в том числе. Мы найдем форму, при которой могли бы увидеть, как обстоят дела у художников, которые работают в технике коллажа в разных странах. Самый главный критерий отбора — качество художественного выражения. Оно и  будет решающим при отборе. К сожалению, существует ряд факторов, которые пока не очень понятны нам, ибо зависят от сложной ситуации в мире  в связи с пандемией. Многие фирмы, на которые мы надеялись, как на спонсоров, находятся в данный момент не в лучшем экономическом положении, поэтому возникает много вопросов о возможности их финансового участия, это же относится к государственным учреждениям и фондам.  Тем не менее у нас есть минимально необходимые возможности чтобы стартовать.

Да, у  нас на сегодня ограниченный бюджет. Но если первый фестиваль в том масштабе, в котором мы его намечаем, пройдет хорошо, у нас появятся крылья и поддержка для того, чтобы двигаться дальше.

 

 

О фестивале современного коллажного искусства LESS

Первый международный  фестиваль современного коллажного искусства LESS является частью культурного развития Виборга, одного из из древнейших городов Дании,члена творческих городов ЮНЕСКО.

LESS — фестиваль основан художником Сергеем Святченко.

LESS —  фестиваль финансируется и поддерживается  Муниципалитетом г. Виборг, Министерством культуры Дании через фонд Den Jyske Kunst, а также локальными и национальными предприятиями  бизнеса.

 

Collage by Anna Bu Kliewer Females

 

Collage by DR ME

 

Collage by Nico Krijno, Columns, 2019

 

Sergei Sviatchenko, From the series Nature Matter, 2018

 

Collage by Nico Krjno and Sergei Sviatchenko

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИРЕКТОР Сергей Святченко Sergei Sviatchenko /Виборг, Дания/
КУРАТОР Фэй Доулинг  Faye Dowling /Лондон/
КРЕАТИВНЫЙ ДИРЕКТОР Джеймс Гриинхау , James Greenhow NEW.AGENCY /Лондон/
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Ларс Хаманн Lars Hamann /Виборг, Дания/

©2020 LESS FESTIVAL OF CONTEMPORARY COLLAGE ARTE  

https://www.facebook.com/LESSfestivalcollage

https://www.instagram.com/lessfestivalcollage/

 

Записала Ната Катериненко, 2020 г.

 

 

 

бачите помилку, пишіть сюди