Меню

О ДАЙ МНЕ ЗАКРЕПИТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ЧЕРНО-БЕЛОМ…

Совместные стихотворения Игоря Чацкина (Одесса) и Юрия Лейдермана (Одесса-Берлин) в цикле «Хроники Лейдермана».

«В 1986 году мы сочинили с Игорем Чацкиным несколько совместных стихотворений. Поскольку сочинялись они дуэтом, было решено и читать их дуэтом. Однако свой голос я не узнаю. Кажется, в качестве какого-то дополнительного изощренного остранения вместо меня читает наш друг Игорь Степин, в то время фронтмен одесской рок-группы «Дети на травэ». Запись была сделана наверное в тот же день, что и предыдущая, которую я выкладывал неделю назад. Чистой кассеты под рукой не оказалось, поэтому сквозь чтение местами пробивается какая-то музычка.

Я снабдил эту фонограмму несколькими фотографиями, относящимися к другим аспектам нашего с Чацей совместного творчества. Первой попыткой такого рода была перформансная группа «ИЮ», созданная в 1982 году и просуществовавшая несколько месяцев. В московском авангарде тогда было множество групп: «Коллективные Действия», «Мухоморы», «ТотАрт»,  «SZ», группа кинетистов «Движение», так что мы подумали, чем мы, собственно, хуже. С названием тоже не особо мучились: у них − «SZ» (Скерсис-Захаров), а у нас − «ИЮ» (Игорь-Юра). Правда, произносить это полагалось на манер какого-то грустного вопля: «и-ю-ю-ю!». Самой запомнившейся работой был трехчастный перформанс: Чаца кривлялся перед своей абстрактной графикой, развешенной на деревьях, потом, повернувшись лицом друг к другу, мы танцевали вприсядку, и в заключение Чаца уничижающе садился на меня сверху. Все вместе это называлось «Русская идиллия».

Другая  фотография совместных выплясов относится уже к моему собственному, более позднему перформансу «Это тайное слово». Я раздавал друзьям листы с рукописными текстами, которые просил зачесть каждого на свой манер. Во всех текстах речь шла о каком-то тайном, непроговариваемом слове, подобно имени Бога. В ту пору им было, естественно, слово «авангард».

Летом 1985 года в Одессу заехал фриджазовый саксофонист Сережа Летов. Ануфриев лежал в дурдоме, добывая освобождение от армии, и был недоступен, поэтому Летов обратился к нам с Игорем − не хотим ли мы устроить какой-то квартирный перформанс, на котором он мог бы заодно и подудеть. (У него был опыт подобного участия в акциях «Коллективных Действий»). Так родился перформанс «Способы убийства флагом». Там было, кажется, шесть позиций − удушение флагом, протыкание, сажание на кол, отбивание головы и т.п. У меня сохранились только фотографии нашего переодевания и подготовки.

Совместный цикл стихотворений мы сочиняли с Чацей на пляже, в них много моря. Поэтому мне показалось уместным выложить еще фотографию своей собственной работы «Если стать лицом к югу, Москва окажется далеко позади», 1983. Своего рода иронический комментарий к нашему всеобщему тогдашнему стремлению «…в Москву…в Москву…». Сейчас, когда Чацы и некоторых других уже нет в живых, когда Москва в самом деле оказалась так отчаянно и подло позади, я даже не знаю − пожалуй, разве что остается опять смотреть на море. Или смотреть в темноту.

Когда уже в самом деле нет разницы, торчит ли в песке зачатье или перчатка».

Юрий Лейдерман

МІТЄЦ надає авторам текстів та героям сюжетів майданчик для свободного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти їхні погляди.                 Бачите помилку, пишіть сюди
Матеріали за темою
РЕАЛИЗУЯ ДОЛГОЕ СТОЯНИЕ