EN RU

NONCONFORMISM В ОДЕССЕ

NONCONFORMISM В ОДЕССЕ

Текст Уты Кильтер (Одесса). 


Задолго до своего открытия эта выставка в Музее Западного и восточного искусства анонсировалась. Оказалось, что это — большая выставка, даже проект на 5 залов.

Похоже, что выставка даже чрезмерно большая; недаром её куратор — Анатолий Дымчук настоятельно рекомендовал приходить и знакомиться в несколько заходов. И не зря, потому как на открытие набежало неимоверное количество народа, — не протолкнуться, стояли в очередь дабы пробиться в залы.

Дымчук нечто говорил, но услышать было нереально. Ладно, с Вернисажем в Музее не получилось, было «открытие». Да, и открылось тоже значительное, едва ли не чрезмерное количество работ…

НЕТ, начать следовало бы с удовольствия от персональной экскурсии с галеристом и куратором данного проекта Анатолием Дымчуком. А и правда, «його захопленність» вызывает практически изумление, как способность входить в эдакие живописные тонкости, видеть их и, главное, — чувствовать. О! К тому же он знает (едва не написала «ведает») их в неимоверном количестве! Особенно любопытным было услышать о концепции ПОСТРОЕНИЯ самой экспозиции.

 

NONCONFORMISM В ОДЕССЕ

 

Особенно мне, не питающей интереса, не говоря об уважении к творчеству того же самого Анатолия Шопина: «Ну какой из него нонконформист?»… А ему выделен отдельный и достаточно большой зал, в котором развешаны труды посткустодиевского вида. Именно его, переизбыточным, творчеством открывается экспозиция. Затем, тут я соглашусь с куратором, следует «выдох» — ч/б (черно-белый), сугубо графический зал. С тончайшими, практически прозрачной графики, работами Александра Ануфриева. У меня они всегда вызывали ассоциацию с осенними листьями, которые уже истончились до основы своей. Но там не только «узор», но и лица. А потом, вдруг, скульптура – шар/голова, но вся в извивах и такая себе позитивная… Творение (неожиданно) Юрия Егорова (хотя заканчивал Виктор Маринюк) (и тут Дымчук начал водить руками вокруг шара, воспроизводя процесс завершения работы).

Следующий зал предваряет голос, мерзковатый, идущий из настоящего телевизора, старой конструкции 80-х годов; это голос и речь Леонида Ильича Брежнева; а мы уж успели подзабыть всё это! Там же большая фотография Владимира Асриева с адресом: «Бебеля, 19». Именно его «квартирники» собирали диссидентов всех мастей, включая и художников. Асриев был частью движения нонфонформизма, коллекционер и друг всех них. За что «система» и «оттопталась» на нём. За что спасибо Анатолию Дымчуку, который возвращает его в культурный контекст.

А рассматривая практически (и намеренно) восстановленную «ковровую» развеску, для наглядности явлено большое фотоизображение, зритель невольно выделяет портреты участников. Они были бородатыми (?). Ладно, не все. Ладно, некоторым УДАЛОСЬ уехать, куда подале.Правомерность «ковровой развески» в Музее оправдана, радует то, что сохранена возможность практически всё увидеть. Более того, многие из полотен предстали как бы в предварительном виде (в виде задумки, живописного эскиза, заготовки) и можно теперь сопоставлять с тем, во что они «выросли». С тем, что уже успело стать, — будем честными, — классикой «совриска».

 

NONCONFORMISM В ОДЕССЕ

 

ТАМ ЕСТЬ ЧТО ПОСМОТРЕТЬ, доложу я вам. (А ведь казалось, что знаю уже наизусть все их творения, благодаря стараниям того же Дымчука, но как галериста). Да и сам проект является «межмузейным», в нём «задействованы» произведения из Музея современного искусства Одессы (МСИО), Литературного музея и самого Музея Западного и восточного искусства, к слову, г-н Дымчук отметил сотрудничество директора г-на Пороника.
Там я наконец-то увидела, что легендарная Людмила Ястреб всё же была интересным автором, а не просто мифом. Кстати, именно мифичность подчас значит даже больше, чем сами творения, — просто не всем дано обрести её, — это ЗНАЧИМАЯ СОСТАВНАЯ. Если угодно, но «росказни про художников» очень, ОЧЕНЬ важны! Как, к примеру, про Юрия Коваленко, про Станислава Сычёва или Витю Павлова. Но там есть даже затерявшийся (без кавычек) Юрий Шуревич! А ещё на большом, внушительного размера столе – истинно музейном – явлены скульптуры Николая Степанова, с доминированием мини портретов. Дивными, медными…

 

NONCONFORMISM В ОДЕССЕ

 

Но ещё есть и второй этаж музея! Там уже в центре скульптуры Сергия Савченко, кстати, весьма живописные не только раскрашенностью своей, но формой. К тому же они выделены в особый «конструкт», что посреди. А вокруг, то бишь по «квадрату стен» уже отменно знакомые произведения группы «Мамаї», которым галерея «NT-art» (Анатолия Дымчука) посвятила целый год. Но и плюс белые, но фактурные холсты Васыля Сада. Wow! Каковы они! Оказывается, через фактуру можно СТОЛЬКО всего передать!

И, БЕЗУСЛОВНО, зал Юрия Коваленко, такой себе славный, забавный старичок был, который вдруг сейчас и здесь, на этой выставке открылся как истинный украинский патриот! В той же намеренно схематичной графике «Козацькому роду нема переводу» и особенно (что удивило) резьбе в схематично-народном стиле, глубокой такой «Хлопець на півня скочив, лев вирячив очі», — второй раз «Wow!» писать не буду.

И тогда начинаешь видеть в его (Коваленко) полотнах не эдакий «наив», но нечто бОльшее, даже что и печаль, боль; в том же полотне «Дід з грушами», и, особенно, несомненном автопортрете «Біля моря», где живописец обнял рыбу, размером в собственный рост, — соразмерную себе! Откуда истекает истинный трагизм бытия… А небольшой, тщательно прописанный, как то свойственно другому, не менее легендарному автору – Вите Павлову «Портрет Ю.Коваленко», показывает его совсем, совсем иным – не ерническим, каким он старался всегда предстать, а тёплым и тонким автором и человеком. За что большое спасибо Анатолию Дымчуку.

 

NONCONFORMISM В ОДЕССЕ

 

Который как истинный куратор явственно несёт полную ответственность за выставку. Даже за Шопина, к которому «имеет слабость»…
Но тут следует подчеркнуть несомненную – очевидную – продуманность в построении композиции всей выставки как проекта. И тут Дымчук признаётся, что он неделю, НЕДЕЛЮ, занимался монтажом экспозиции: менял местами, добавлял, выбирал, убирал холсты; и что «в целом, он доволен проделанной работой». В чём я с ним согласна. Как и в том, что выставку всё же следует посмотреть хоть дважды, дабы войти и осознать.

Фото:Nt-Art Gallery

МІТЄЦ надає майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти погляди героїв порталу.