EN

“ЛУЧШЕ ЛУНЫ” СЕРГЕЯ СВЯТЧЕНКО

Датский куратор Кристиан К. Мадсен о творчестве, каталоге и выставке Сергея Святченко «ЛУЧШЕ ЛУНЫ» (Арт-Ассоциация города Фредерисия, Дания, 21 апреля – 6 мая 2021 г.).

 

“Эстетическое удивление. Мой друг Сергей Святченко”. 

Тринадцать лет назад Сергей Святченко вошел в мою тогда 22-летнюю жизнь. Я был студентом факультета истории искусств в Копенгагенском университете и, как все в нашей компании, с интересом читал популярный блог Святченко  Close Up And Private (CUAP) «Приближено и лично». С неизменной эстетической силой совершенно оригинальным и увлекательным образом Святченко соединял современное искусство, фотографию, индивидуальный стиль классической одежды. В противоположность моим формальным занятиям, перегруженным теорией искусств, CUAP представлял собой желанный эстетический оазис.

 

 

Блог развивался и однажды, когда один из моих друзей собирался на стажировку в посольство Дании в Пекине, то в ответ на свое письмо к Святченко, он получил галстук вместе с дружеским приветствием. Нам показалось невероятно щедрым то, что Святченко, — знаменитый художник и всемирно признанная икона стиля, — протянул неизвестному молодому человеку руку «помощи», чтобы придать ему уверенности в том мире, куда ему вскоре предстояло войти

Спустя много лет я наконец-то лично встретился с Сергеем на открытии моей первой международной выставки, которую я курировал в музее Асгер Йорна. А через три месяца я уже посетил его в мастерской в старом здании муниципалитета в историческом центре Виборга и снова погрузился в его необыкновенную художественную вселенную.

Обманчивая простота

Сегодня Сергей Святченко входит в число самых влиятельных художников-коллажистов. Более того, коллаж, как художественная стратегия играет важную роль во всех аспектах изобразительных средств и высказываний Святченко. Коллаж по определению представляет собой смешанную среду, где все деконструируется, расчленяется на фрагменты, которые потом собираются вместе для создания нового смысла. Таким образом, для Святченко коллаж функционирует как калейдоскоп, содержащий события, переживания и настроения из разных периодов истории или нашей жизни. Коллаж разбивает реальности и снова объединяет их, он играет с нашей интерпретацией и прочтением мира, в котором мы живем. В нем есть непосредственность, простота, лёгкость и честность, но это обманчивая простота.

 

 

Выросший в Украине в 1950-60-х годах, Святченко лично наблюдал политические события в мире. Культурные столкновения Востока и Запада проходят подводным течением во всем его творчестве. В своих работах он сочетает поп-культуру с политикой, историей, наукой и архитектурой. Они несут на себе отпечаток опыта Святченко как архитектора, но также черпают вдохновение в таких значительных историко-художественных направлениях, как советский авангард, конструктивизм, супрематизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм и поп-культура, в которой музыка также играет центральную роль. В нескольких работах прослеживается связь с советским конструктивистом художником-графиком и фотографом Александром Родченко (1891-1956), который в период между двумя мировыми войнами представил некоторые из самых оригинальных фотографий и фотомонтажей. Кроме того, значительными источниками вдохновения являются также сюрреалист Сальвадор Дали (1904–1984) и архитектор Ле Корбюзье (1887–1965).

Работы Святченко охватывают огромное поле: от текстильных скульптурных аппликаций, вырезанных фанерных скульптур, экспрессивной живописи и конечно коллажей, которые обращаются к людям, музыке, кино — особенно к фильмам режиссера Андрея Тарковского (1932-1986) — к природе и, наконец, — архитектуре. Хотя изобразительные средства и художественные выражения движутся во многих направлениях, все они вращаются вокруг одного и того же эстетического кода.

 

 

Выставка «Лучше луны», по которой составлен каталог, отражает широту и целостность творчества Святченко. Он демонстрирует нам связующую нить в его творчестве от живописи до коллажа, фотографии, ткани и скульптуры. В нее вошли, как старые произведения, так и его последние совершенно новые экспериментальные работы.

 

 

Поэтический шок

В 2004 году Святченко создал так называемый принцип LESS (меньше) в одноименной серии. LESS можно рассматривать как художественную стратегию самоограничения, но также как реакцию на много фрагментированное и часто неуправляемое использование элементов в классическом и современном коллаже. Принцип LESS характеризуется очень строгим сокращением элементов, создающих образ. Святченко использует всего два-три вырезанных элемента, помещенных на разных поверхностях, например, на фотографической серии «Пейзаж- Колдун» 2019 года или на чистом белом или цветном фоне, как в случае серии LESS от 2013 года. Если элементы расположены, как их он «видит», они могут создать совершенно новую реальность. «Это немного похоже на то, как если поднять руку перед лицом, а затем сделать селфи — изображение меняется радикально, хотя в основе остается тот же лицо», — говорит он. Часто Святченко может освободить мотив от повествовательного и географического контекста и сделать другие узнаваемые элементы сказочными или сюрреалистичными. Имиджи, которые он делает на исходном материале, приближают к более неоднозначному и абстрактному мотиву, в котором зрители самостоятельно могут понимать и трактовать смысл.

 

 

Сюрреалисты Филипп Супо (1897–1990) и Андре Бретон (1896–1966) наткнулись на одну из книг поэта XIX века графа де Лотремона (1846–1870) в антикварном магазине, и Лотремон быстро стал их «пророком». Сюрреалист Макс Эрнст (1891–1976), вдохновленный «Песнями Мальдорора» (Канто VI, стих 3), словами Лотреамона: «И прежде всего, как случайное сопоставление швейной машины и зонтика на анатомическом столе!», написал в своем определении структуры сюрреалистической живописи: «соединение двух реальностей, которые, судя по всему, не имеют ничего общего, в обстановке, которая, по всей видимости, им не подходит». Таким образом, Эрнст передал преднамеренное методическое препятствие или нарушение смысла в визуальном представлении. Помещая посторонние объекты с конфликтующими персонажами в чуждый им контекст, Эрнст считал, что можно в мгновение ока порвать с предрасположенными культурными кодами объектов, их содержанием и поместить их в «чистый» формальный контекст. Подобно тому, как воспримет мир ребенок, который видит его впервые.

 

 

Известный английский искусствовед Рик Пойнор (род. 1957) в своей книге «Сергей Святченко: Коллажи», вышедшей в 2014 году, сам называет использование Святченко сюрреалистического метода «поэтическим шоком» и, таким образом, указывает на удивление, которое следует за осознанием, когда части коллажа обретают свои места после момента их внимательного рассмотрения. Он хорошо изучил и понимает инструмент принципа LESS, называя его «эстетическим удивлением».

Машина Мечты

Сергей Святченко — сын известного украинского архитектора Евгения Адриановича Святченко (1924-2004), написал диссертацию в Киевском инженерно-строительном институте (сейчас КНУСА) по теме «Средства визуальной информации в архитектуре», следовательно и естественно, что архитектура также является повторяющимся элементом в его искусстве.

 

 

В сериях Dream Machine — Homage to INTERBAU 57 (Машина Мечты — Посвящение INTERBAU 57) 2019 года поверхности зданий, их структура деконструируются и собираются заново, давая новое архитектурное прочтение работ, что является хорошим примером использования архитектурных элементов.

Сшитые вместе холщовые полотна в проекте «Столкновение» 2015 года также обнаруживают источник вдохновения в архитектуре в виде мягких текстурных ковровых живописных инсталляций, напоминающих своими геометрическими формами супрематистские композиции Казимира Малевича (1879-1935) 1910-х годов, одновременно с этим они ассоциируются с грандиозными декорациями тоталитарных режимов.

В серии «Окна. Посвящение Константину Мельникову» 2020 года характерные шестиугольные окна в доме архитектора Константина Мельникова (1890-1974) являются приоритетным элементом. Цвета дома и интерьеров на оригинальных фотографиях Святченко, на которых построены коллажи, сохранены и добавляют в серию мистический реализм. Окна подобны глазам, которые видят. Они наблюдают за жизнью на улице, в то время как жизнь на улице через окна также может уловить проблеск жизни, разворачивающейся в частном пространстве за круглыми стенами. Окно определяет прозрачную перегородку между публичным и личным. В серии публичное смешано с личным, экстерьер с интерьером. Все переворачивается с ног на голову, и перспективы разбиваются в жестких композиционных рамках.

В живописной серии «Первый снег в Баухаусе» 2018-2020 годов вырезанные элементы коллажа являются частью живописи ее композиционной составляющей. Полотна имеют большие размеры — до трех метров и, таким образом, противоречат, в хорошем смысле, меньшему и более интимному формату оригинальных коллажей и печати. Картины, где строгость вырезанных и наклеенных на них элементов соединяется в выразительное сопоставление, представляет новую большую свободу больших мазков, темперамента и выражения. Экспрессивная живопись, непосредственно и выразительно переходит от каллиграфического и легкого к пастозному и тяжелому.

Своей новой живописью Святченко продолжает свободные традиции, которые началась с «дикой» живописи в 1980-х годах и получила дальнейшее развитие у американских художников Джулиана Шнабеля (род. 1951) и Пола Маккарти (род. 1945), а также у немца Джонатан Миз (род. 1970). Вместе с серией «Сны на вершине Эйфелевой башни» 2014 года, «Первый снег в Баухаусе» знаменует захватывающий радикальный прорыв в живописной практике Святченко, где он переходит от абстрактно-романтического к «дикому» и спонтанному.

Мастер природы

Природа играет для Святченко большую роль. Не только в его живописи, где органическое легко может быть выражено в мазках, но также как мотив и тема коллажей. Хорошие тому примеры — работы из серии «Пейзаж — колдун». На одной показан вид на Юлс в сторону Химмельбьерга .(Дания). Внизу старинной черно-белой фотографии на переднем плане — семья. Над ними, согласно принципу LESS, плавает единственный радикальный элемент коллажа — лицо, обрезанное под глазами таким образом, чтобы сравняться с опушкой леса на заднем плане, а ярко наведенные помадой губы женщины, скорее напоминают о славных прошлых фильмах Голливуда, чем о воскресной поездке по озерам Силькеборга. Взгляд отсутствует, но мы не упускаем его, потому что он заменяется горизонтом, где туманный хребет Химмельбьерга с характерной башней поднимается из плоского морского зеркала в сторону молочного неба. Встреча двух совершенно разных миров протекает с естественной элегантностью и очевидностью. Другая работа показывает то же лицо в лесу. На этот раз вырезан только один глаз, так что бесконечное небо как зеркало просвечивает между листьями в линзе очков. К фотографии леса прикрепляется всего один элемент, и все радикально меняется.

Слушайте «Битлз»!

Вместе со своей женой и сыном Святченко переехал в Данию в 1990 году, в 1991 в г. Виборг. В 2002 он основал экспериментальное выставочное пространство Senko Studio, где был куратором различных выстаовк до 2009. Затем основал блог Close Up and Private, который быстро завоевал международное признание — особенно в среде международных домов моды, среди фотографов и молодежи.

Живопись и коллажи Сергея Святченко были представлены в Дании, Украине, Норвегии, Германии, Италии, Испании, Китае, Ирландии, Франции, Англии, Бельгии, Канаде и США. О нем писали такие знаменитые журналы, как Dazed & Confused, AnOther, Kilimanjaro, Varoom, Elephant, This is a Magazine, Rojo, Viewpoint и Blueprint.

Святченко создал ряд масштабных монументальных решений для таких компаний, как Jyske Bank, Aalborg University, Poul Due Jensen Academy, Grundfos and Magasin du Nord. Искусство Святченко описано в большом количестве статей и ревью о его творчестве написано несколько монографий; в том числе «Сергей Святченко: Коллажи, Рика Пойнора» (Шлебрюгге, Вена, 2014), «Все идет вправо и влево, если ты этого хочешь. Искусство Сергея Святченко» (Gestalten, Берлин, 2012) и «Сергей Святченко: Я коллаж», (Lindhardt & Ringhof, Дания 2018).

В заключение этого каталога Кристиан и художественная ассоциация Фредерисия желает вам всего наилучшего. Включайте Битлз и наслаждайтесь картинами!

 

 

О проекте Сергея Святченко:

Выставка «ЛУЧШЕ ЛУНЫ» представляет собой тщательно подобранную экспозицию одного из наиболее известных молодых датских кураторов Кристиан К. Мадсен и состоит из наиболее важных работ Святченко, от его ранних коллажей, сделанных в Украине, до его последних живописных экспериментальных картин и фотоколажжей. Это всеобъемлющий эстетически радикальный лабиринт выражений, мастера; его цветов, материалов и композиций. Выставка сопровождается богато иллюстрированным каталогом, который, напечатан ограниченным тиражом, пронумерован и подписан художником.

 

 

 

 

МІТЄЦ надає майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти погляди героїв порталу.