EN

LOST TIME В INVOGUE#ART. НЕМНОГО О “ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ”

Текст Ути Кільтер (Одеса).

 

Lost time в Invogue#art. Немного о «потерянном времени».

Нынешняя выставка галереи удивляет своей кажущейся простотой: ни тебе эпатажных персонажей, ни пейзажей, а просто РАБОТА с уже отснятыми фотографиями, – и это и есть знаменитая литовская фотография в рамках фестиваля «Odessa Photo Days»?

 

 

Да, но она прошла эволюцию, это когда-то, когда советское фото не могло быть обыденным или заурядным, когда крестьянский быт, даже тема «Ветеринарных клиник» держалась под строгим контролем: никаких «обычных лиц, поз, ситуаций», – когда простая жизнь была под подозрением! Именно простотой и оттого честностью подобные снимки изумляли, казались глумлением. Хотя там была не нарочитость, но органичность.
И вот, спустя 30 лет, легендарная литовская школа фотографии знакомит нас с уже простотой, даже минимализмом; но и деконструктивизмом. На смену репортажному методу, где «репортажнось» являлась как невмешательство, а правдивость выводила в психологизм, где чётко просматривалось этнографическое содержание и где доминировала метафорическая художественная форма; а все сразу обращали внимание на национальную идентичность.

 

В экспозиции галереи «Invoque#art» присутствует уже иная, нарочитая простота кадров: того же минимализма проекта Довиле Дагиене «Два солнца и восемь минут». Где двойная экспозиция солнца заставляет зрителя размышлять об истинной природе Солнца, о тех 8 минутах необходимых его лучам, чтоб добраться до Земли и… прошедшем времени как таковом.

 

 

Не менее минималистичны работы Витаускаса Кумжы, на которых деревянные конструкции в стилистике «Арте повера» соседствуют с самодельным агрегатом, да ещё и скреплённым изоляционной лентой. А в простоте цветов просматриваются цвета литовского флага, – НО заданные В ИНОМ ПОРЯДКЕ.

 

Когда серия работ обозначена Дариусом Вайчекаусом (автором) как «Деконструкция», а литовские арт-критики ставят под сомнение сам факт деконструкциии, видя там преображение-воссоздание чего иного из заданного. Поскольку деконструкция у автора предстаёт в виде преображённых, – лишённых предназначенной им по определению формы объектов. Сугубо плоскостной и цельной. Тогда высматривать суть следует, собирая в единое фрагменты. Из подчас излишне узких полосок. Иногда они собираются, но редко. Там можно ДАЖЕ узреть Сашу Гнилицкого (если постараться и хорошенько полистать). Там фотограф предлагает к освоению даже «фотофарш», – где уж точно ничего конкретного не увидать/не угадать. Зато смотрится актуально до ехидности.

 

 

Впрочем объекты «Деконструкциии» как и столь славный, ручной вязки «шалык», что завершает экспозицию и в содержит в себе некие фотки, которые ни за что не рассмотреть, уже именуются как «Постфотография». А в целом акцент будет сдвинут не столько со времени прохождения солнечного луча до Земли, но и предназначения искусства фотографии в эпоху всеобщей фотофиксации.

Фото предоставлены автором. 

 

МІТЄЦ надає майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти погляди героїв порталу.