EN

ХУДОЖНИК ЕВГЕНИЙ ТКАЧЕНКО

Осенний мотив

Дмитрий Корсунь (Киев) о работах Евгения Такаченко (1923-2002). Работы художника можно посмотреть c 30 марта по 5 апреля в Pavlovka ArtGallery (Киев).

 

Евгений Ткаченко – один из художников эпохи соцреализма, испытавший  социальный и эстетический подъем шестидесятников, с  яркой силой запечатлевший атмосферу оттепели. В его живописи тактильная осязаемость бытия и солнцепоклонство  сочеталась с  простотой  почти банальных, непритязательных уличных сюжетов. Это есть сама оголенность жизни, теплота  мгновения, правдивость художественного запечатления.

Его картины – это миг  жизни. Вот прохожие куда-то спешат по улицам  его Одессы, вот заполненный бронзовыми телами купальщиков пляж, вот цветастые  фасады зданий, вот  старые и новые кварталы города с  контрастной  игрой света и тени,  красочные натюрморты, эмоциональные портреты…

Это то, что мы так привычно сейчас называем  –  «живопись старой школы».

Подборку его работ можно назвать «страной солнца», слитком естественной, доброй энергии. Это диалог художника со светоносной стихией. Живопись  Ткаченко опережала  время 50-60-х годов, и только сегодня она показывает свои истинные смыслы.

 

 

3

Автопортрет, 1970 г., картон/масло, 50х34 см., частная коллекция

 

Такая живопись заставляет вспомнить французских импрессионистов, почти забытых в то время,  или тонкую лирику пейзажей  Константина Коровина, а одесского преподавателя живописи в училище, основоположника целой школы  Кириака Константиновича Костанди в особенности. Они были маяками, вдохновителями и учителями  Ткаченко на  долгой ниве служения искусству.

Работы Ткаченко не вписываются в официальные экспозиции 70-х годов. В них нет одиозных персонажей, «героических» событий социализма, идеологических выверенных сюжетов. Он, пулеметчик-фронтовик, не без оснований  избегал всякой показухи, неистинности,  пафосной героики.  Простота была его стилем.

 

В розовом цвету_1976

В розовом цвету, 1976 г.

 

Да, на его картинах живопись эпохи соцреализма, но без заказного соцреализма с внутренней лживостью, нарочитой  придуманностью событий и натянутых  моральных коллизий. Без экзальтированных доярок, одухотворенных строителей социалистического мира, и мудрых, как праотцы, генеральных секретарей. Ткаченко искренний художник, – тот, кто всегда и во всем видит и  говорит правду.  И значит, ему было чуждо, неприемлемо циничное отношение к живописи как к  способу добывания комфорта, авторитета, карьеры и материальных благ. Такому человеку незачем врать.  Ведь он еще и  был поэт, и даже издал книгой свои  стихи, исполненные света и живописного цвета.

 

В небе черном звезда Альтаир

Рассыпается всеми цветами,

Словно высказать хочет словами

Как неистово красочен мир.

 

Как прекрасен сказочный мир-

Розоватый, зеленый и синий…

Праздник красочных пятен и линий

В небе черном звезда Альтаир.

 

Музыкальная школа в Одессе_1954

Музыкальная школа в Одессе, 1954 г.

 

Картины его просты и притом непросты. И тут  играют колористической роскошью простейшие сценки  жизни, то, что так привычно видеть каждый день, выйдя на улицу,  на работу… Это истинные радости повседневности. Этот колористический дар видения очень высокой пробы  и делает его большим  правдивым живописцем, заметным среди прочих современников. Ткаченко – это художник – эпоха, выразивший свое время, его дух.

Романтик, влюбленный в красоту земли и первозданную чистоту цвета, художник сумел сочетать в полотнах  и то и другое.

 

1970.07.25

Июльское солнце, 25.07.1970 г., картон/масло, 48х37 см.

 

А как часто он изображал солнце в упор, ставя его раскаленный диск непосредственно в свою картину, этюд! Это умел только Ван Гог в свой подвижнический, революционный для искусства импрессионизма  «Арльский период». Это солнце  становилось уже не временным состоянием суток,  неотменным источником видимостей мира,  а  прямым портретом светила. И с каким совершенным чутьем Ткаченко берет  точные, реальные колористические отношения, не впадая в черноту или в разбеленности, а  будучи всегда  простым и не слишком мудрёным, будучи  идеальным реалистом  в такой труднейшей для пленэрной  живописи задаче!

 

дерево в снегу

Дерево в снегу

 

Рисунок  его живописи зачастую  выглядит несколько грубым, торопливо-шероховатым, даже неуклюжим в движении щетинной кисти. Желания понравиться, польстить модели и натуре там нет точно, потому что не в этом для него смысл личной живописной эстетики. Ткаченко не позволяет никакого гламурного шика, псевдовиртуозности, дешевого декоративизма,  закрашенности,  а дает  только истинные отношения тонов, какими они и есть на самом деле. Это и есть истинный реализм, как у его великих учителей, импрессионистов. Но при этом какая раскованность, живой нерв, лирическое чувство! Такова философия авторского видения. Столько живых нетривиальных чувств может выдать только созвучный художнику  кинематограф – Хуциева и Феллини. А само поведение его краски – когда она в чистом виде переносилась на полотно и там становилась не только цветом, но и живой, трепетной  плотью мира… Да там и нет краски, а зато есть Живопись.

 

1962.09.17

Солнце, 17.09.1962 г., картон/масло, 38х27 см.

 

Этот стойкий интерес к светилу, согревающему землю, эта потребность изображать солнце  и позволяет говорить  о космичности видения  этого художника, его особенном, согретом  чувством гармонии –    земном мироустройстве.

Март 2018.

 

Дмитрий Корсунь, “Институт проблем современного искусства” 

 

 

Увидеть живопись Евгения Ткаченко можно в Pavlovka ArtGallery c 30 марта по 5 апреля.

https://www.facebook.com/events/138813953614398/

 

                                                                                                                                                                                                  

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                PR

 

МІТЄЦ надає майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти погляди героїв порталу.