Дмитрий Корсунь (Киев) о работах Евгения Такаченко (1923-2002). Работы художника можно посмотреть c 30 марта по 5 апреля в Pavlovka ArtGallery (Киев).
Евгений Ткаченко – один из художников эпохи соцреализма, испытавший социальный и эстетический подъем шестидесятников, с яркой силой запечатлевший атмосферу оттепели. В его живописи тактильная осязаемость бытия и солнцепоклонство сочеталась с простотой почти банальных, непритязательных уличных сюжетов. Это есть сама оголенность жизни, теплота мгновения, правдивость художественного запечатления.
Его картины – это миг жизни. Вот прохожие куда-то спешат по улицам его Одессы, вот заполненный бронзовыми телами купальщиков пляж, вот цветастые фасады зданий, вот старые и новые кварталы города с контрастной игрой света и тени, красочные натюрморты, эмоциональные портреты…
Это то, что мы так привычно сейчас называем – «живопись старой школы».
Подборку его работ можно назвать «страной солнца», слитком естественной, доброй энергии. Это диалог художника со светоносной стихией. Живопись Ткаченко опережала время 50-60-х годов, и только сегодня она показывает свои истинные смыслы.

Автопортрет, 1970 г., картон/масло, 50х34 см., частная коллекция
Такая живопись заставляет вспомнить французских импрессионистов, почти забытых в то время, или тонкую лирику пейзажей Константина Коровина, а одесского преподавателя живописи в училище, основоположника целой школы Кириака Константиновича Костанди в особенности. Они были маяками, вдохновителями и учителями Ткаченко на долгой ниве служения искусству.
Работы Ткаченко не вписываются в официальные экспозиции 70-х годов. В них нет одиозных персонажей, «героических» событий социализма, идеологических выверенных сюжетов. Он, пулеметчик-фронтовик, не без оснований избегал всякой показухи, неистинности, пафосной героики. Простота была его стилем.

В розовом цвету, 1976 г.
Да, на его картинах живопись эпохи соцреализма, но без заказного соцреализма с внутренней лживостью, нарочитой придуманностью событий и натянутых моральных коллизий. Без экзальтированных доярок, одухотворенных строителей социалистического мира, и мудрых, как праотцы, генеральных секретарей. Ткаченко искренний художник, – тот, кто всегда и во всем видит и говорит правду. И значит, ему было чуждо, неприемлемо циничное отношение к живописи как к способу добывания комфорта, авторитета, карьеры и материальных благ. Такому человеку незачем врать. Ведь он еще и был поэт, и даже издал книгой свои стихи, исполненные света и живописного цвета.
В небе черном звезда Альтаир
Рассыпается всеми цветами,
Словно высказать хочет словами
Как неистово красочен мир.
Как прекрасен сказочный мир-
Розоватый, зеленый и синий…
Праздник красочных пятен и линий
В небе черном звезда Альтаир.

Музыкальная школа в Одессе, 1954 г.
Картины его просты и притом непросты. И тут играют колористической роскошью простейшие сценки жизни, то, что так привычно видеть каждый день, выйдя на улицу, на работу… Это истинные радости повседневности. Этот колористический дар видения очень высокой пробы и делает его большим правдивым живописцем, заметным среди прочих современников. Ткаченко – это художник – эпоха, выразивший свое время, его дух.
Романтик, влюбленный в красоту земли и первозданную чистоту цвета, художник сумел сочетать в полотнах и то и другое.

Июльское солнце, 25.07.1970 г., картон/масло, 48х37 см.
А как часто он изображал солнце в упор, ставя его раскаленный диск непосредственно в свою картину, этюд! Это умел только Ван Гог в свой подвижнический, революционный для искусства импрессионизма «Арльский период». Это солнце становилось уже не временным состоянием суток, неотменным источником видимостей мира, а прямым портретом светила. И с каким совершенным чутьем Ткаченко берет точные, реальные колористические отношения, не впадая в черноту или в разбеленности, а будучи всегда простым и не слишком мудрёным, будучи идеальным реалистом в такой труднейшей для пленэрной живописи задаче!

Дерево в снегу
Рисунок его живописи зачастую выглядит несколько грубым, торопливо-шероховатым, даже неуклюжим в движении щетинной кисти. Желания понравиться, польстить модели и натуре там нет точно, потому что не в этом для него смысл личной живописной эстетики. Ткаченко не позволяет никакого гламурного шика, псевдовиртуозности, дешевого декоративизма, закрашенности, а дает только истинные отношения тонов, какими они и есть на самом деле. Это и есть истинный реализм, как у его великих учителей, импрессионистов. Но при этом какая раскованность, живой нерв, лирическое чувство! Такова философия авторского видения. Столько живых нетривиальных чувств может выдать только созвучный художнику кинематограф – Хуциева и Феллини. А само поведение его краски – когда она в чистом виде переносилась на полотно и там становилась не только цветом, но и живой, трепетной плотью мира… Да там и нет краски, а зато есть Живопись.

Солнце, 17.09.1962 г., картон/масло, 38х27 см.
Этот стойкий интерес к светилу, согревающему землю, эта потребность изображать солнце и позволяет говорить о космичности видения этого художника, его особенном, согретом чувством гармонии – земном мироустройстве.
Март 2018.
Дмитрий Корсунь, “Институт проблем современного искусства”
Увидеть живопись Евгения Ткаченко можно в Pavlovka ArtGallery c 30 марта по 5 апреля.
https://www.facebook.com/events/138813953614398/
PR