Меню

ЧАСТНЫЙ КЛАССИЦИСТ

Интервью Карлы Джанетти с Сергеем Святченко (Киев-Виборг) о работе Сергея в качестве сценографа и художника по костюмам над балетом THE NIGHTINGALE  (СОЛОВЕЙ). Премьера состоялась 17 января 2020 в «Музыкальном Холле в Аархусе» (Music Hall Aarhus). Перевод Тая Галаган (Киев). 

 

Сергей Святченко работает со многими медиа фотография, живопись, скульптура, инсталляция и коллаж… Его творчество хорошо известно и оценено в мире искусства. Но этот художник знаменит не только своим творчеством. Он хорошо известен и как «икона  датского стиля»:  именно так был назван вышедший на телеканале «Культура» центрального датского телевидения документальный фильм об этом талантливом украинце, который замечательно интегрировался в Дании и благодаря своему искусству стал весьма известным не только в этой стране, но и в других странах мира. Постоянный личный интерес к стилю и моде тоже способствовал его популярности. Сергей Святченко трижды получал почетный титул «самого  стильного человека» Дании ( последний раз  –  в 2019 году по версии журнала «Euroman»). Поэтому  не случайно именно этот художник был приглашен Датским Королевским театром танца в качестве дизайнера костюмов и сценографа постановки  спектакля  «THE NIGHTINGALE»  («СОЛОВЕЙ»), созданного  по мотивам сказок Ханса Кристиана Андерсена и Оскара Уайльда.

Хореографию спектакля осуществили Себастьян Клоборг (Дания) и Алессандро Соса Перейра (Бразилия). Группа Den Sorte Skole («Черная Школа») сочинила электронную музыку. Световой дизайн создал Рафаэль Сольхольм.

Этот спектакль сочетает современный танец с авангардной электронной музыкой, сценографией и классической литературой. Мы поинтересовались у Сергея Святченко  его впечатлениями о синтезе  искусства, вдохновения и мультиэстетического сотрудничества в ходе работы над  этим необычным  спектаклем.

 

В фойе концертного зала Music Hall Aarhus и Takkelloftet at The Royal Danish TheaterСергеем Святченко была создана инстлляция «Secretly”, основанннная на исторической памяти леса, которая содержит память прошлого, настоящего и будущего. И обладает  несомненным влиянием на наши эмоции и нашу жизнь.

 

    

Какие у вас отношения с коллажем?

Коллаж  — это то,  чем я занимаюсь последние 40 лет и в чем мне удалось создать свой собственный стиль. Для меня  работа с коллажем, как  и работа над этим проектом, отражает мои идеи в искусстве и  хорошо сочетается с духом нашего времени.

 

Некоторые коллажные идеи  Сергея Святченко к постановке THE NIGHTINGALE, 2019

 

Вы раньше работали с искусством перформанса?

Только в связи с собственными выставками. Выставка и перформанс во многом схожи между собой, но они требуют разных форм выражения. Мне очень интересно работать с перформансом в искусстве. 

Как вы восприняли то, что Вам как художнику пришлось создавать сценографию и одновременно разрабатывать костюмы для хореографического произведения? 

Если бы мог, я бы всегда работал так! Переживать, что произведение создается прямо перед тобой, с человеческим телом, как инструментомэто что-то очень особенное. Углубиться в знания и умения других, испытывать тесное сотрудничество с другими художниками и быть сотворцом процесса   —   это  было настоящим  путешествием в мир, с которым я еще не сталкивался.   

Как вы работали с иллюстрациями сказок Ханса Кристина Андерсена и Оскара Уайльда? Каким было  ваше  художественное  предложение?

Моей целью было соединить движения танцоров с моей сценографией, чтобы формы сценических декораций информировали о движениях, и наоборот. Процесс можно описать так: читать произведения, находить ассоциации, размышлять над этими ассоциациями, упрощать или углублять различные элементы — потом повторять те же шаги снова и снова.

 

Идея объединения коллажных скульптур с танцорами.

 

Какие у вас отношения с двумя литературными произведениями Х. К. Андерсена и Оскара Уайльда?

Как и со многими другими классиками: я их читаю, потом о них забываю. Однако это одно из самых больших удовольствий жизни, когда мы можем их снова открыть для себя и пережить.

 

Обмен идеями с хореографом Алессандро Соса Перейра о постановке «Соловей и роза» по Оскару Уайльду

Хореограф Себастьян Клоборг в процессе работы

 

Мы уже говорили о том, что этот проект — мультиэстетическое сотрудничество между музыкой Den Sorte Skole, вашим искусством и работой хореографов. Что вы  можете сказать о своей роли в этом процессе?

Я имел все пластинки Den Sorte Skole  еще задолго до того как начал работать над этим заданием. Мне всегда нравилось то, что они делают. И, вдруг, я с ними в одном проекте! Визуальная вселенная так или иначе связана как с музыкальной, так и с хореографической, посредством общих фрагментов и референций. Вместе они могут создать новое произведение, используя свои индивидуальные силы и подход. Это касается моего участия и сотрудничества, я попытался внести в процесс нечто новое и,  как художник, объединить увиденное и услышанное.

 

 

Каким было сотрудничество с хореографами Себастьяном Клоборгом и Алессандро Соса Перейрой?

Это принципиально  новый  визуальный язык хореографии. Определенным образом два хореографа создают движущиеся трехмерные изображения. Образы Себастьяна похожи на изображения

Василия Кандинского — фрагментарные и бесцветные. Алессандро как Фрэнсис Бэкон — его образы растекаются,  они имеют ограниченный диапазон цветов.

 

Себастьян Клоборг (Дания), Алессандро Соса Перейра (Бразилия)

 

Как вам работалось с Den Sorte Skole? 

Их звуковая вселенная изначально очень богата и разнообразна, с использованием различных звуков из разных эпох и со всего мира. Думаю, их музыка объединяет, обогащает движения и все, что происходит на сцене.

Мне нравится как они все сделали — просто и очень эмоционально. Я был рад работать с ними.

 

Как вы используете моду в связи со своим искусством?

Меня всегда  интересовал стиль, который для меня — это четкое отражение того, кто мы есть.

 

Эскизы костюмов и их реализация

 

Какие еще вещи вдохновляют вас?

Жизнь и модернизм. Все отражаются в друг друге, но мы видим разные вещи. Сценография вдохновлена серией коллажей «LESS», над которой я работаю с 2004 года. Мой выбор костюмов был вдохновлен советским конструктивизмом, авангардным движением 1920-х годов. Конструктивизм имел глубокое влияние на все сферы в искусстве, и с помощью костюмов я хотел выразить представление о «природном» и «неартистичном». Простая, естественная форма  (серого и черного цвета), которая может говорить как о гуманизме, так и о функциональности. Эти  мысли, на мой взгляд, хорошо вписываются в обе интерпретации  балета THE NIGHTINGALE на контрасте с деревянными коллажными скульптурами.

 

 

 

Что зрители могут ожидать от этого выступления визуально?

Когда мы работали, мы верили, что зрительская аудитория переживет эстетическое удивление, которое является сложным. Ей нужно будет подбирать слова, чтобы описать увиденное. Так и произошло! Был большой успех.

 

Премьера в Аархусе и Копенгагене

 

Дизайн костюмов и сценография: Sergei Sviatchenko DK/UA

Дизайнер по свету: Raphael Frisenvænge Solholm (DK)

Хореография: Себастьян Клоборг (DK) и Алессандро Соса Перейра (Бразилия)

Фото: Сергей Святченко

Первое фото материала: Себастьян Клоборг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бачите помилку, пишіть сюди