EN RU

АСОРТИМЕНТНА КІМНАТА

АСОРТИМЕНТНА КІМНАТА

Текст А.Б. (Киев) об ивано-франковской галерее, на работу которой стоит обратить внимание, и проектах Одессы, Львова и Киева.

Мало кто знает о пространстве Асортиментна кімната. Пока. Это локальная галерея в Ивано-Франковске на территории бывшего завода Промприлад. АК открылась в марте 2018-го, но уже обходит многие галереи больших городов по качеству кураторской работы. Куратор АК — Аня Потемкина, искусствовед (ЛНАМ) — создает выставки как высказывание и образ. В ее проектах работы художников складываются в осмысленные истории.

Первым в АК я увидел проект “Плод”, и после него мне захотелось вернуться в галерею.

Лейтмотив: процесс развития ботанического плода с аллюзией на плод человеческий. От завязи до отмирания плод проходит 4 этапа. Выставка состоит из четырех блоков работ: три от молодых художников и один — от куратора. Первый этап — графика, где плод еще не фигурирует на изображении. Второй: коллажи, на которых плод метафорично появляется в виде куска мяса и сопровождает женский образ от оплодотворения до рождения. Третий: фотографии, отображающие процесс созревания плода. И четвертый: инсталляция об отмирании.

АСОРТИМЕНТНА КІМНАТА

Работы молодых авторов недостаточно отображали идею. В постановке была брешь, и куратор ее закрыл, выступив соавтором и создав инсталляцию. Все работы — фотографии, графика, коллажи — были на плоскости. Куратор добавил объемный элемент — объект, который разбавил экспозицию. Плод отмирает: сок из гроздьев винограда стекает по белой простыне и наполняет вином бокалы. Объект отсылает к древней украинской традиции, когда после первой брачной ночи постель молодых вывешивали перед хатой как доказательство невинности невесты.

Куратор сделал три выигрышных хода. Во-первых, грамотно выстроил концепцию. Во-вторых, подчеркнул и вывел в работах общий смысл, раскрыл и объединил художников. В-третьих, заметил недостаток реализации и устранил его, выступив соавтором. В итоге Плод сложился, зазвучал.

Я бы не обратил внимания на работы из Плода в отдельности. Коллажи, в которых элементы накладываются друг на друга, не создавая третий, новый элемент, не вызывают у меня интереса. А снимков (этап 3) подобных работам Кристины Войткив по форме — внешность и позы моделей, цвета, свет — достаточно в инстаграме. Это модная, почти типичная, art-fashion картинка для двадцатилетних любителей пленки. Сами по себе работы не цепляют, но вместе складываются в осмысленную, метафоричную историю с отсылкой к украинским народным обычаям. И в этом заслуга куратора.

Вторая выставка, которую я видел в АК — «Відкрита шафа». В ней художник Юрий Боринец выступает куратором и выстраивает экспозицию из живописи, рисунков и фотографий своих учеников. Но представляет в галерее не оригиналы, а снимки/сканы работ, напечатанные на бумаге — отсылка к практике украшать дверцы шкафа наклейками и образ чего-то домашнего, приватного. Всех участников проекта Відкнита шафа объединяет идея наивного искусства, неизвестности и работы “в стол”. Все ученики Боринца из маленьких городов и сел — Калуш, Надворная. Все начали интересоваться искусством поздно и делают его “для себя”.

По концепции Боринец открывает шкаф с наивом и вывешивает его в выставочном пространстве, подчеркивая искренность и откровенность “непрофессионального искусства” незаангажированного коммерцией. У главной стены на боку лежит старый полуразваленный шкаф с распахнутыми дверцами — символ стола, в который несмелый художник-любитель складывает произведения, и детского убежища от посторонних глаз.

АСОРТИМЕНТНА КІМНАТА

Можно сказать, что в сюжетах двух проектов нет ничего нового. Ну да, развитие плода. Ну да, наивное искусство. Но дело не в новизне, а в продуманности образа и всех элементов экспозиции — носителя и формата работ, размещения в пространстве, в старании куратора и близости к художнику. Оба проекта созданы в 200-тысячном Франковске, в пространстве 6х6 метров из работ молодых и неизвестных. Оба имеют сюжет, которым проникаешься, которому веришь и помнишь. Что происходит в больших городах?

В Киеве, в «Акте», в громадном павильоне толкаются восемьдесят три (!) автора. Почти полтысячи работ на сотне квадратных метров. Реклама в фейсбуке, диджей, качели, дополненная реальность, хэштеги, сотни селфи, все самые модные и знаменитые. Есть тема, описана концепция. В реализации нет гармоничной истории. Художники перекрикивают друг друга, конкурируют в оригинальности, а у зрителя на выходе шумит в ушах и болит голова. Запоминаются 2-3 автора. В проекте Exposure, например, находчивыми по форме и сюжету мне показались авторы из Кореи и Тарас Бычко. Остальное рябило, спорило, повторялось

АСОРТИМЕНТНА КІМНАТА

© Facebook/AkT

Во Львове, в «Палаце мистецтв», в трех залах, где задыхаешься от пространства и света, показывают то, что художники сделали за всю жизнь. Скопом, набором, в один ряд: и академичные натюрморты, и обнаженное а-ля матисс тело тушью на бумаге, и пробы в абстрактной живописи. Даже без мысли о подборе и сюжете. Зрители видят белый куб и работы вдоль стен, как в XIX веке.

АСОРТИМЕНТНА КІМНАТА

© Facebook/Lviv Art Palace

В Одессе Антон Логов выставляет 400 абстрактных пятен с названием “Біля моря”. Некоторые работы говорят-спрашивают “йдеш?”, “чекаєш?”, “дорога”. Текст о том, что для автора со временем стал родным Киев, но ему всегда приятно возвращаться на родину у моря. Зрители выдумывают самый точный смысл: это пазл, нет это кубик рубика. Выставка о чем-то личном не вызывает внутреннего отклика,.не заставила поверить идее. Разве что некоторые фрагменты главной стены кажутся приятными визуально. На выходе из галереи возникает ощущение пустоты и что то вроде: “ну ок, у моря”.

В то же время в НХМУ Киева выставка Юрия Егорова  “На яскравому сонці” под кураторством Кати Филюк, так же описывает весь творческий путь художника и его личное отношение к жизни, но имеет сюжет, которым проникаешься. На ярком солнце — это любование Егорова морем, небом, женщинами, любовь к родному городу. Гедонизм и безразличие к социально-политическим бурям на фоне красоты мира. Проекту о Егорове веришь, его запоминаешь, а львовские вернисажи и надуманные “Біля моря” проходят мимо. И наверное дело тут в вовлеченности куратора и искренности автора.

АСОРТИМЕНТНА КІМНАТА

© museum.net.ua

Любой подход имеет право на жизнь. Но во всех трех примерах в больших городах кураторы имеют все — пространство, эрудированного зрителя, медиа-поддержку, художников с именем. Все чтобы создать высказывание. Но часто куратор хоть как-то худо-бедно лепит текст и работы. Иногда пытается поразить не глубиной/новизной мысли, актуальностью темы, а размахом: площадью помещения, количеством участников, киловаттами звука и света. Иногда ограничивается текстом, в котором описывает жизненный путь автора и количество выставок.

По-моему, Асортиментна кімната — пример того каким должно быть интеллектуальное искусство и молодое кураторство в Украине: бедным, но изобретательным, не спешащим получить признание, но прославляющим неизвестных, старающимся быть не модным, но умным, запоминающимся. Иметь минимум ресурсов, но уметь превзойти модные пространства городов-миллионников. Столичная публика скорее всего спросит:

а почему галерея такая маленькая?

а вино на открытиях наливают?

а виар есть? я просто недавно из Берлина.

а с продажами в этой вашей комнате как?

а чего так мало подписчиков в фейсбуке?

Я не люблю комплиментарные тексты. Но молодых кураторов, которые строят целостные, запоминающиеся высказывания, а не выставки ради выставок, хочется защищать. АК заслуживает похвалы, потому что нарратив в экспозициях здесь создается почти из ничего вопреки галереям больших городов, которые имеют все.

А.Б.

 

МІТЄЦ надає авторам текстів та героям сюжетів майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти їхні погляди.