
Фрагменти з щоденників львівського графіка Олександра Аксініна (1949–1985).
КОНСПЕКТ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ А. А.
…Искусство – практика считывания мира (свобода и истина). Язык пришел к своим пределам. Авангард – некоммуникативен. Интеллигент оказался в роли профанирующего языка. Язык так отчужден, что если …
Средствами языка сказать уже ничего невозможно.
Сознание современного человека устроено так, что откровение средствами современного языка очень быстро становится штампом (мгновенное освоение)…
…Две разновидности буддийских школ:
а) школа самосовершенствования, самопознания, самовыяснения и пр.
б) школа исключения себя (мир, простирающийся вокруг).
…Разрешенная мысль – есть не мысль.
Разрешенный человек – не человек (игольное ушко).
…Попытка взглянуть на искусство (в частности в плоскости) с точки зрения не человека.
Несопротивляющаяся плоскость создает впечатление окна, за которым видна уходящая вдаль дорога. Перспектива сконструирована так, что удаленная часть дороги сводится к точке А, приближенная – занимает почти все расстояние нижней грани плоскости. В иконе дорога обозначается на всем протяжении параллельными прямыми, и она таковой является на самом деле, если ее обозревать сверху и на всем протяжении.
Известно, что в ребенке до знакомства с языком ярко проступают геометрические ощущения – это сказывается в первых рисунках, в которых четко выступает прямая линия.
Тут мы приближаемся к т. н. [так называемому] синтетическому пространству, в котором все строится не на иллюзии, а на реальности: вещь не обозначается, а есть на самом деле.
Раушенбах отмечал, что икона есть сочетание нескольких пространственных представлений: прямой перспективы (нам привычной), обратной перспективы и синтетической.
Так, например, в иконе, где изображена лежащая Богоматерь – окружающие ее лица обращены непосредственно к ней.
Над Богоматерью в воздухе как бы нависает фигура Христа, писанная на синем фоне. Получается, что Он не виден – иначе все лица были бы обращены к Христу. Тут явно выступает иное пространство.
Эпоха Возрождения и последующий ход развития живописи подготовили такое восприятие, что человек легко и без сопротивления обозревает поверхность изображаемого и т. о. [таким образом] как бы создается ход активности зрителя на поверхности изображаемого. Эстетика строилась в основном на нахождении скрытого в человеке, и т. о. [таким образом] объект искусства был культивированием того, что есть в человеке – скрытых ощущений, нюансов, чувств и т. д. – психологизмов.
Тенденция современного искусства иная. Создание синтетической поверхности делает плоскость сопротивляющейся и активной. Возникает обратный ход – не человек рассматривает картину, а как бы картина рассматривает его – человек предстает перед иконой. Поверхность синтетического пространства наделяется качествами, которых нет в человеке, и утрачивается та легкая восприимчивость, когда человек без затруднения узнает свое.
Текст на протяжении всего изложения должен отстоять на равном расстоянии от смысла – только в этом случае, возможно сообщить о некой разрешенности. Иначе, если ориентироваться на европейский эффект катарсиса, где откровение выплескивается и наползает на текст, то получается, что одно противоречие выскакивает в другое, либо разрешается новым противоречием.
Метафора возникает как обобщение некой многозначности. Значение всех значений данного – его всеохватывающая сущность – есть символ. Признак символа таков, что, оказывается, он не только является итогом всех значений (все значения стекаются к нему), но и истоком всех значений – он как бы порождает сам обилие значений.
Вернемся к тому, что человек – игольное ушко, т. е. он может охватить лишь то, что может поместиться в маленькое пространство его пропускаемости. Как же охватить весь мир? (А это его постоянная потребность).
Тут мы подходим к знаку. Знак есть тот итог, к которому сойдутся все символы. Характерными его признаками являются:
а) он не делится во времени, но как бы сам концентрирует время;
б) он максимально концентричен;
в) дает изобилие прочтений (вскрытие возможностей);
г) в нем разрешается тот парадокс, который может быть с-ассоциирован в физике с одновременностью квантов и волн.
1979
О. Аксінін. Лист 5 серії “Феноменологія трансцендентальниых фігур”. Офорт №130, акварель, кольорова туш, 21х19. Дата: 17.06.1979 р.
О. Аксінін. [Пророцтва за рахунок зображення]. Лист 4 серії “Метамова”. Кольорова туш, олівець, 18,8х17.8. Дата: 21.07.1980 р.
О. Аксінін. [Притча про життя і смерть]. Ex libris. 9,2х13,2 (овал). 1979 р.