Меню

АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КОНСПЕКТ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ А. А.

АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КОНСПЕКТ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ А. А.

Фрагменты из дневников львовского графика Александра Аксинина (1949–1985).

КОНСПЕКТ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ А. А. 

…Искусство – практика считывания мира (свобода и истина). Язык пришел к своим пределам. Авангард – некоммуникативен.  Интеллигент оказался в роли профанирующего языка. Язык так отчужден, что если …

Средствами языка сказать уже ничего невозможно.

Сознание современного человека устроено так, что откровение средствами современного языка очень быстро становится штампом (мгновенное освоение)…

 

…Две разновидности буддийских школ:

а) школа самосовершенствования, самопознания, самовыяснения и пр.

б) школа исключения себя (мир, простирающийся вокруг).

 

…Разрешенная мысль — есть не мысль.

Разрешенный человек — не человек (игольное ушко).

 

…Попытка взглянуть на искусство (в частности в плоскости) с точки зрения не человека.

Несопротивляющаяся плоскость создает впечатление окна, за которым видна уходящая вдаль дорога. Перспектива сконструирована так, что удаленная часть дороги сводится к точке А, приближенная — занимает почти все расстояние нижней грани плоскости. В иконе дорога обозначается на всем протяжении параллельными прямыми, и она таковой является на самом деле, если ее обозревать сверху и на всем протяжении.

Известно, что в ребенке до знакомства с языком ярко проступают геометрические ощущения — это сказывается в первых рисунках, в которых четко выступает прямая линия.

Тут мы приближаемся к т. н. [так называемому] синтетическому пространству, в котором все строится не на иллюзии, а на реальности: вещь не обозначается, а есть на самом деле.

Раушенбах отмечал, что икона есть сочетание нескольких пространственных представлений: прямой перспективы (нам привычной), обратной перспективы и синтетической.

Так, например, в иконе, где изображена лежащая Богоматерь — окружающие ее лица обращены непосредственно к ней.

Над Богоматерью в воздухе как бы нависает фигура Христа, писанная на синем фоне. Получается, что Он не виден — иначе все лица были бы обращены к Христу. Тут явно выступает иное пространство.

Эпоха Возрождения и последующий ход развития живописи подготовили такое восприятие, что человек легко и без сопротивления обозревает поверхность изображаемого и т. о. [таким образом] как бы создается ход активности зрителя на поверхности изображаемого. Эстетика строилась в основном на нахождении скрытого в человеке, и т. о. [таким образом] объект искусства был культивированием того, что есть в человеке — скрытых ощущений, нюансов, чувств и т. д. — психологизмов.

 

Тенденция современного искусства иная. Создание синтетической поверхности делает плоскость сопротивляющейся и активной. Возникает обратный ход — не человек рассматривает картину, а как бы картина рассматривает его — человек предстает перед иконой. Поверхность синтетического пространства наделяется качествами, которых нет в человеке, и утрачивается та легкая восприимчивость, когда человек без затруднения узнает свое.

 

Текст на протяжении всего изложения должен отстоять на равном расстоянии от смысла — только в этом случае, возможно сообщить о некой разрешенности. Иначе, если ориентироваться на европейский эффект катарсиса, где откровение выплескивается и наползает на текст, то получается, что одно противоречие выскакивает в другое, либо разрешается новым противоречием.

Метафора возникает как обобщение некой многозначности. Значение всех значений данного – его всеохватывающая сущность – есть символ. Признак символа таков, что, оказывается, он не только является итогом всех значений (все значения стекаются к нему), но и истоком всех значений — он как бы порождает сам обилие значений.

 

Вернемся к тому, что человек – игольное ушко, т. е. он может охватить лишь то, что может поместиться в маленькое пространство его пропускаемости. Как же охватить весь мир? (А это его постоянная потребность).

Тут мы подходим к знаку. Знак есть тот итог, к которому сойдутся все символы. Характерными его признаками являются:

а) он не делится во времени, но как бы сам концентрирует время;

б) он максимально концентричен;

в) дает изобилие прочтений (вскрытие возможностей);

г) в нем разрешается тот парадокс, который может быть с-ассоциирован в физике с одновременностью квантов и волн.

1979

(из сборника «Аксинин – Хлебников: слышать голос Другого – Друга» Часть II. Что есть бытие, истина, искусство???).

Печатный источник «Аксинин — Хлебников» Сборник текстов художника Александра Аксинина» Составление, редакция и предисловие Игоря Введенского. Тексты из дневников А. Аксинина прочитаны и подготовлены Т. Билинской, Л. Илюхиной и И. Введенским.

А. Аксинин. Лист 5 серии «Феноменология трансцендентальных фигур». Офорт №130, акварель, цветная тушь, 21х19. Дата: 17.06.1979 г.

 

А. Аксинин. [Предсказания за счет изображения]. Лист 4 серии «Метаязык». Цветная тушь, карандаш, 18,8х17.8. Дата: 21.07.1980 г.

А. Аксинин. [Притча о жизни и смерти]. Ex libris. 9,2х13,2 (овал). 1979 г.

бачите помилку, пишіть сюди
Матеріали за темою
АКВАРЕЛИ АЛЕКСАНДРА АКСИНИНА
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. БАХТИН. БУДДА. ДОСТОЕВСКИЙ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. В ЭТОМ МИРЕ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ВЕРШИНА РЕЧИ.
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ВСЁ ЛИ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКУССТВОМ.
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ГОСПОДИ. Я ВЕДЬ ТОТ САМЫЙ ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУД
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ЕСЛИ ЧТО ВОЗМОЖНО УТВЕРЖДАТЬ О БОГЕ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ЗРИТЕЛЬ ВАЖЕН ТОЛЬКО ТЕМ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КАК УВИДЕТЬ МИР
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КАК УВИДЕТЬ МИР (ДОПОЛНЕНИЕ)
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КНИГА РЫБЫ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КНИГА РЫБЫ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ТЕКСТЫ К ОФОРТУ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. СОН
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. СОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО ГОСПОДЬ ДАЛ МНЕ ВЕЛИКИЙ ДАР
34i
О САШЕ АКСИНИНЕ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ПРОШЕНИЕ В ИЮНЕ. ВИДЕО БОРИСА БЕРГЕРА
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ЧАША
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ТОЛЬКО ТО, ЧТО ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ – ЭТО ПОПЫТКА
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ПУНКТЫ О НЕРАЗЛОЖИМОСТИ.
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ПРОШЕНИЕ В ИЮНЕ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ОТВАГА МЫСЛИ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. МОЯ ВЕЛИКАЯ БУДУЩНОСТЬ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. МЕТАФИКЦИИ
Львів кінця 1980-х.
МЕТАГРАФIКА: ДОСВIД ПIЗНАННЯ