Меню

АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КАК УВИДЕТЬ МИР

АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КАК УВИДЕТЬ МИР

Фрагменты из дневников львовского графика Александра Аксинина (1949–1985).

как увидеть мир.

Когда ты погружаешься в себя, ты обнаруживаешь инварианты отношений – некие интенции. Тебе уже неважен этот мир, ибо ты погружен в эти возможные конструкции (интенции) отношения к миру, и это извне невозможно, это совершается только в тебе. Затем ты замечаешь, что они наличны, хоть нигде, может быть, не актуализированы в мире.

На следующем этапе ты замечаешь устойчивое число этих инвариантов (например, в себе я обнаружил семь интенций, ассоциация – семь цветов). Наступает такой момент, когда ты не движешься ни по одной из них, но как бы созерцаешь возможности этих интенций, и тут ты постигаешь, что это присуще уже не индивидууму, тебе как таковому, а это есть некое универсальное свойство живого человека. Ты стоишь в преддверии их (интенций) и можешь управлять ими.

Затем наступает этап возвращения мира себе. Ты вдруг обнаруживаешь ясно, что все проблемы взаимоотношения с миром в том или другом месте в то или иное время (возможность овладеть временем) были актуализированы. Ты начинаешь различать доселе невидимую природу вещей, вернее картину мира (и даже не то чтобы понимать, но видеть) – и это значит мир возвращается к тебе.

И есть еще третий этап. Внекультурная позиция – 0-позиция. Это уже универсальный момент, не члененный интенциально, – целостный мир выступает перед тобой, и ты обозреваешь ВСЁ.

В отношении образа. Я размышлял над образом. В прочтении интенциальных текстов является образ. Не стоит внедряться в него или приближать его к себе, и тогда оставленный сам на себя он способен саморазвиваться. И важно сохранить дистанцию по отношению к этому образу. Если это удастся, тогда и только тогда возможен некий диалог. Образ сам станет открываться тебе неведомой тебе возможностью.

Искусство как опыт незнакомый, не оживление и расцвечивание известной идеи – но как некая данность. Живой импульс метафизики.

Мир неизменен. Лишь в человеке есть открытость на мир.

Законченные культуры. Их произведения полны смысла. Но не стоит искушаться и вооружаться опытом мертвых культур, ибо они будут инородным телом в нашей еще открытой на мир незавершенной культуре.

Смысл этого мира лежит за пределами его (ибо внутри его нет и не может быть), поэтому единственно возможное отношение к миру – попытка осознать (стало быть, выйти за его пределы).

Сообщение миру о мире. Информация о мире.

Вернуть мир самому себе “здесь и теперь” (это момент, а не уход во вневременное).

Каждый человек руководим стремлением завершиться. Можно осознанно идти на незавершенность – а это и значит, что тебя нет.

Декартовская формулировка “Мыслю, стало быть существую” ничего по существу не высказывает, так как в ней лишь указание на функцию ума. Гораздо интереснее Беркли: “Существовать – значит быть воспринимаемым”.

Взгляд не только видит, но он как бы и порождает вещь и как бы осмысливает, придает ей смысл и оценку и тем самым возвращает ее себе в своей самоценности.

Триада Я в поле зрения, стало быть понимаема и суща в этом взгляде, но на каком-то этапе ты как бы уже в неком состоянии трансцендентной возможности видишь самое себя, а стало быть порождаешь и моделируешь себя, свое сознание.

И наступает такое мгновение, что уже все равно, на что смотреть, и у тебя не будет страха, что нечто пройдет мимо тебя, ибо смотря на деталь ты будешь видеть ВСЁ. Всевидение. Всеосознание.

1983 г.

(из сборника «Аксинин – Хлебников: слышать голос Другого – Друга» Часть II. Что есть бытие, истина, искусство???).

Печатный источник «Аксинин — Хлебников» Сборник текстов художника Александра Аксинина» Составление, редакция и предисловие Игоря Введенского. Тексты из дневников А. Аксинина прочитаны и подготовлены Т. Билинской, Л. Илюхиной и И. Введенским.

А. Аксинин. In memoriam K. Jaspers. 18×17,6 см. 1983 г.

А. Аксинин. [Философский желудь]. 14 сентябрь. [Посвящается Ю.Гиттику]. 13,7×13,7 см (ромб). 1983 г.

МіТЄЦ говорит спасибо Игорю Введенскому (Ростов-на-Дону), Олегу Введенскому (Львов) за помощь в публикации материалов Александра Аксинина, а также Stedley Art Foundation за содействие в организации публикации.

бачите помилку, пишіть сюди
Матеріали за темою
АКВАРЕЛИ АЛЕКСАНДРА АКСИНИНА
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. БАХТИН. БУДДА. ДОСТОЕВСКИЙ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. В ЭТОМ МИРЕ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ВЕРШИНА РЕЧИ.
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ВСЁ ЛИ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКУССТВОМ.
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ЗРИТЕЛЬ ВАЖЕН ТОЛЬКО ТЕМ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ЕСЛИ ЧТО ВОЗМОЖНО УТВЕРЖДАТЬ О БОГЕ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ГОСПОДИ. Я ВЕДЬ ТОТ САМЫЙ ДРАГОЦЕННЫЙ СОСУД
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КНИГА РЫБЫ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КНИГА РЫБЫ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. СОН
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. СОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО ГОСПОДЬ ДАЛ МНЕ ВЕЛИКИЙ ДАР
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ – ЭТО ПОПЫТКА
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ПУНКТЫ О НЕРАЗЛОЖИМОСТИ.
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ПРОШЕНИЕ В ИЮНЕ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. ОТВАГА МЫСЛИ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. МОЯ ВЕЛИКАЯ БУДУЩНОСТЬ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. МЕТАФИКЦИИ
АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КОНСПЕКТ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ А. А.
Львів кінця 1980-х.
МЕТАГРАФIКА: ДОСВIД ПIЗНАННЯ