EN

ОЛЕКСАНДР АКСІНІН. ЩОДЕННИКИ. ЯК ПОБАЧИТИ СВІТ

АЛЕКСАНДР АКСИНИН. ДНЕВНИКИ. КАК УВИДЕТЬ МИР

Фрагменти з щоденників львівського графіка Олександра Аксініна (1949–1985).

как увидеть мир.

Когда ты погружаешься в себя, ты обнаруживаешь инварианты отношений – некие интенции. Тебе уже неважен этот мир, ибо ты погружен в эти возможные конструкции (интенции) отношения к миру, и это извне невозможно, это совершается только в тебе. Затем ты замечаешь, что они наличны, хоть нигде, может быть, не актуализированы в мире.

На следующем этапе ты замечаешь устойчивое число этих инвариантов (например, в себе я обнаружил семь интенций, ассоциация – семь цветов). Наступает такой момент, когда ты не движешься ни по одной из них, но как бы созерцаешь возможности этих интенций, и тут ты постигаешь, что это присуще уже не индивидууму, тебе как таковому, а это есть некое универсальное свойство живого человека. Ты стоишь в преддверии их (интенций) и можешь управлять ими.

Затем наступает этап возвращения мира себе. Ты вдруг обнаруживаешь ясно, что все проблемы взаимоотношения с миром в том или другом месте в то или иное время (возможность овладеть временем) были актуализированы. Ты начинаешь различать доселе невидимую природу вещей, вернее картину мира (и даже не то чтобы понимать, но видеть) – и это значит мир возвращается к тебе.

И есть еще третий этап. Внекультурная позиция – 0-позиция. Это уже универсальный момент, не члененный интенциально, – целостный мир выступает перед тобой, и ты обозреваешь ВСЁ.

В отношении образа. Я размышлял над образом. В прочтении интенциальных текстов является образ. Не стоит внедряться в него или приближать его к себе, и тогда оставленный сам на себя он способен саморазвиваться. И важно сохранить дистанцию по отношению к этому образу. Если это удастся, тогда и только тогда возможен некий диалог. Образ сам станет открываться тебе неведомой тебе возможностью.

Искусство как опыт незнакомый, не оживление и расцвечивание известной идеи – но как некая данность. Живой импульс метафизики.

Мир неизменен. Лишь в человеке есть открытость на мир.

Законченные культуры. Их произведения полны смысла. Но не стоит искушаться и вооружаться опытом мертвых культур, ибо они будут инородным телом в нашей еще открытой на мир незавершенной культуре.

Смысл этого мира лежит за пределами его (ибо внутри его нет и не может быть), поэтому единственно возможное отношение к миру – попытка осознать (стало быть, выйти за его пределы).

Сообщение миру о мире. Информация о мире.

Вернуть мир самому себе “здесь и теперь” (это момент, а не уход во вневременное).

Каждый человек руководим стремлением завершиться. Можно осознанно идти на незавершенность – а это и значит, что тебя нет.

Декартовская формулировка “Мыслю, стало быть существую” ничего по существу не высказывает, так как в ней лишь указание на функцию ума. Гораздо интереснее Беркли: “Существовать – значит быть воспринимаемым”.

Взгляд не только видит, но он как бы и порождает вещь и как бы осмысливает, придает ей смысл и оценку и тем самым возвращает ее себе в своей самоценности.

Триада Я в поле зрения, стало быть понимаема и суща в этом взгляде, но на каком-то этапе ты как бы уже в неком состоянии трансцендентной возможности видишь самое себя, а стало быть порождаешь и моделируешь себя, свое сознание.

И наступает такое мгновение, что уже все равно, на что смотреть, и у тебя не будет страха, что нечто пройдет мимо тебя, ибо смотря на деталь ты будешь видеть ВСЁ. Всевидение. Всеосознание.

1983 г.

(зі збірника “Аксінін-Хлєбніков: чути голос Іншого – Друга” Частина II. Що є буття, істина, мистецтво ???).

Друковане джерелоАксінін-ХлєбніковЗбірник текстів художника Олександра Аксініна Складання, редакція і передмова Ігоря Введенського. Тексти з щоденників О. Аксініна прочитані і підготовлені Т. Білинською, Л. Ілюхіною і І. Введенським.

 

О. Аксінін. In memoriam K. Jaspers. 18×17,6 см. 1983 р.

О. Аксінін. [Філософський жолудь]. 14 вересня. [Присвячується Ю.Гиттику]. 13,7×13,7 см (ромб). 1983 р.

МіТЄЦ каже дякую Ігорю Введенському (Ростов-на-Дону), Олегу Введенському (Львів) за допомогу в публікації матеріалів Олександра Аксініна, а також Stedley Art Foundation за сприяння в організації публікації.

МІТЄЦ надає майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти погляди героїв порталу.