ВСТРЕЧА С ЛЕОНИДОМ ВОЙЦЕХОВЫМ

Встреча состоялась в галерее 32 Vozdvizhenka Arts House (Киев) в рамках презентации книги «Проекты».

Открывает встречу с Леонидом Войцеховым (Одесса) Виктор Савкив (учредитель 32 Vozdvizhenka Arts House), модерирует Юрий Лейдерман (редактор книги «Проекти»), гость — художник Сергей Ануфриев.

 

Юрий Лейдерман:

«Когда-то давно, в эпоху перестройки, был у нас с Леней в Одессе общий приятель. Вполне себе симпатичный, интеллигентный парень, увлекался искусством, даже набил руку рисовать картины. Потом, правда, когда сузился рынок, ему это быстро надоело. В одном из интервью впоследствии он не без ехидства пояснял, что искусство интересовало его исключительно как процесс производства и сбыта художественных объектов, ну а «что касается Войцехова, то должен заметить, что ни один его проект так и не был осуществлен». Насколько нам известно, этот товарищ сделал в конце концов карьеру как социальный работник, и с его жизненным проектом все в порядке. Не пытайтесь угадать его имя среди многих других, упомянутых в этой книге. Его здесь нет − Леонид предпочитает иметь дело с теми, чьи проекты еще НЕ состоялись. Хотя порой не упускает возможности и отпинать состоявшихся, самодовольных, тех кто застит нам путь.
Если говорить об его собственных проектах − что же, пожалуй, почти ни один из них в самом деле не был осуществлен… Однако именно это парадоксально позволило им выйти из скудной конвенции «современного искусства» и стать литературой, поэзией, линиями ухода, странствия, ярости, пророчества, вбирающими в себя и трансформирующими искусство, историю с географией, саму жизнь. Все, происходившее с нами за последние тридцать, двадцать, десять лет − и продолжающее происходить, становится подобием Лениного произведения − трагического, безумного и одновременно вселяющего надежду. Становится приключением, плутовским романом, притчей, сюрреальным потоком. Эта книга проиллюстрирована рисунками из Лениной серии «Рукопожатий». Но в каком-то смысле сама История становится в ней рукопожатием, монстром раз за разом протягивающим нам руку − изломанным, выгнутым, пугающим и отчаянно притягательным. Всегда еще нереализованным, не состоявшимся до конца. Или, наоборот, исчезающим в забвении, небрежении, недостатке времени, тщеславии. Как в любимой притче Лени − «притче раби Нахмана о самом себе», венчающей эту книгу. Где протагонист уже не знает слов той молитвы, и места в лесу, и как разводить костер. Однако помнит историю про это. Точно также наверное никогда не случится уже ни Еврейского музея СНГ, ни Ниагарского водопада, превращенного в Ниагарский фонтан. Однако можно рассказывать истории борьбы за них, удачливые или не очень, но исполненные юмора, отчаянья, брани, восторга. И каждый раз, вслед за раби Нахманом, надеяться, что этого будет достаточно.
Нам нет нужды здесь пересказывать Ленину биографию, поскольку само его повествование автобиографично. Возможно некоторым оно покажется даже чересчур пристрастным и автобиографичным. Суммируя лишь некоторые вехи, скажем, что Леонид Войцехов родился в 1955 году в Одессе. Учился в Одесском художественном училище, Одесском педагогическом институте (художественно-графический факультет) и Одесском инженерно-строительном институте (архитектурный факультет). Разработкой своих нео-дадаистских проектов он начал заниматься где-то с конца 70-х годов. Насколько мы можем судить, существенное влияние оказал на него замечательный одесский художник Валентин Хрущ (1943-2005), которого Леонид считает своим учителем. Вторым важным моментом, своего рода новым призывом, была неутомимая деятельность Сергея Ануфриева по сколачиванию в Одессе нового художественного круга, куда Леонид вошел на правах старшего товарища и отчасти даже «мэтра» в 1982. Помимо двух упомянутых и автора этих строк, на правах ближайших соратников в этот «корасс», как сказал бы Леня, входили Володя Федоров («Федот»), Игорь Чацкин, Лариса Резун-Зведочетова, Людмила Скрипкина, увы, уже покойный Олег Петренко («Перец») и некоторые другие. В 1987 году Леонид появился в Москве, где стал одной из самых ярких фигур в знаменитых художественных сквотах в Фурманном переулке и на Чистопрудном бульваре. В 1990е − 2000е годы его деятельность развертывалась в основном в треугольнике Москва − Киев − Одесса. Там же, в нашей самой любимой и милой Одессе, Леонид здравствует и поныне, наслаждаясь видом на Одесский порт и Хаджибеевский лиман с 17-го этажа своей студии, заваленной книгами, эскизами, набросками стихов и бог знает чем еще. Кстати сказать, поэзия Войцехова являет собой отдельную сторону его деятельности, оставшуюся за пределами этой книги. Как, собственно, и его живопись. Конца и края этому не будет, но в последнее время Леня также успешно разрабатывает новый жанр − «анекдоты про друзей», созданный им специально для facebook.
Об остальном, как говорится, можно прочесть в этой книге. Мы постарались расположить проекты и сопутствующие истории в относительно хронологическом порядке − насколько это возможно, поскольку многие из них, естественно, пересекаются и накладываются друг на друга. Примечания призваны лишь уточнить происходившее или касаются некоторых неточностей исторического характера. Биографические данные о многочисленных упомянутых в книге украинских, российских и зарубежных художниках можно без труда найти в интернете».

бачите помилку, пишіть сюди