УКРАИНСКИЙ КУБИЗМ. СОБСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ

15370001_1799061473695758_4084445849163657236_o

Художник Юрий Пикуль (Киев) о своей версии кубизма (текст).


Кубизм интересен мне, с одной стороны, как одна из ветвей украинского художественного авангарда начала ХХ века, развитие которого было прервано большевистской властью на этапе работы с теорией и практикой кубизма, который в нашем контексте, усилиями ряда художников, был синтезирован с принципами футуризма и, соответственно, получил имя кубофутуризм.
И вот, собственно, это искусственное прерывание и заставляет меня, не без иронии, мысленно продолжить ход развития украинского авангарда, и кубофутуристической линии, в частности.
И даже можно предположить, что у украинского искусство, оттолкнувшегося от западных тенденций, был шанс пойти по собственному пути развития…
И понятно, почему в этой ситуации, в этой попытке реконструировать не случившееся будущее, присутствует ирония.
Кубизм — направление, как, впрочем, и все другие направления в искусстве, принадлежащее своей эпохе, специфике и обстоятельствам своего времени. Кубизм логически связан, и находится в диалоге с художественной ситуацией того времени, является непосредственной реакции на бытовавшую культурную и художественную обстановку того времени.
Эта ирония, само собой, постмодернистская, позволяет мне пользоваться термином кубизм с большой степенью свободы и лишь с одним ограничением: по корневому признаку самого термина кубизм — куб.
Таким образом, я включаю в собственную версию кубизма все, что касается понятия куба как геометрического тела и/ или его элементов: грань, сторона, вершина, и квадрат как его двухмерная проекция.
И более того, если взять само понятие куба и его значение:
Куб (др.-греч. κύβος) (иногда гексаэдр или правильный гекса́эдр) — правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат. Частный случай параллелепипеда и призмы.»
А затем посмотреть на классические произведения кубизма- вы не увидите там ни одного куба! Там есть треугольники, выпирающие углы, осколки плоскостей, граней неопределенных неправильной формы параллелепипедов и усеченных призм, но ни одного куба в его истинном значении! Из этого, а точнее с этой точки зрения следует что кубизм как явление, как направление в искусстве есть некий симулякр. Но только в данном случае не копия без оригинала, а означающее без означаемого. Стало быть первой истинно кубистической картиной можно считать много численные вариации изображений, так называемой настенной живописи (Wall painting) Сола Левитта и его же пространственных структур связанных с кубической формой.
И мне понятно, что заниматься кубизмом как-то всерьез не представляется возможным, да и нужным тоже.
Понятно, что все наработки модернизма успешно перекочевали в дизайн, мультипликацию, иллюстрацию, и это нормально, когда массовая культура со временем подминает под себя все новые и новые авангарды.
Но, с другой стороны, что мешает мне рефлексировать на эту тему и поработать с этим направлением?
Мне кажется, что единственная существенная преграда — вопрос: почему, по какой причине мое исследование, мой визуальный продукт должен или может быть интересен зрителю, когда моя работа оказывается в пространстве репрезентации и, тем самым, требует зрительского внимания?
Ведь внимание дорого стоит!
Две работы, которые будут представлены в экспозиции, изображают человека, которого размазывает и расслаивает по его ощущению пространства и времени как таковых – во-первых, и относительно собственных границ – во-вторых. И ум, утрачивая привычную связь с собственно телом, и по факту начинает принадлежать любой точке пространства.
И с помощью такой условной кубистической геометрической визуализации, через такой визуальный образ я делаю попытку передать эту идею. «Размноженная» в прошлое, бесконечно разрастающаяся/расширяющаяся голова, уплотняясь и наслаиваясь, становится памятью, памятью, которая с одной стороны, отягощает настоящее, а с другой — давит на субъекта, побуждая его к действию.
И эта же голова, «размноженная» в будущее, удаляясь все дальше в пространстве/времени, попросту тает в неизвестности и невозможности что-либо спланировать, рассчитать, предположить, предвидеть.

Харьков, 2016

  • 15400490_1799061550362417_4998598032586965371_n
  • 15391355_1799061523695753_2352280375474630320_o
  • 15325308_1799061597029079_6956697409726584909_o
  • 15369166_1799061623695743_3439650215428535268_o
  • 15370001_1799061473695758_4084445849163657236_o

Работы:
Кубистическое расслоение головы 1. (упрощенное)
Кубистическое расслоение головы 2.
Диптих. Шесть вариаций искажения куба в ограниченном пространстве за счет смещения средней диагонали.

бачите помилку, пишіть сюди