ТЩАТЕЛЬНЕЕ ОТБИРАТЬ АВТОРОВ

23406060_1452487451524790_3045937869196151241_oБорис Савельев (Черновцы) и Наталья Богомаз (Черновцы) о выставке «Группы Четырех» (Черновцы) на Photo Kyiv (Киев), ярмарке и молодых авторах. Текст Ильи Романенко (Киев)Журнал «5.6».

Группа Четырех – феномен украинской фотографии. Борис Савельев, Вячеслав Тарновецкий, Борис Лопатюк и Александр Слюсарев объединились в 1970-х в Черновцах. Они были близки по духу и одинаково смотрели на фотографию. Группа Четырех творила вместе, но никогда не выставлялась в Украине.

Сегодня из Группы остался только Борис Савельев. Его работы хранятся в музеях Сан-Франциско, Германии и США. Он до сих пор снимает, сотрудничает с галереями Лондона и Мюнхена. Проект Черновицкой Четверки на ярмарке Photo Kyiv Борис Алексондрович представлял лично с искусствоведом и галеристом Натальей Богомаз.

«В 70-е годы мы снимали в стол, раскладывали фотографии по папкам. Потом собирались на квартирах за стаканом вина и показывали друг другу. В то время признавали только пропагандистов СССР и фоторепортеров, которые освещали советскую жизнь. Но тогда мы не думали о признании, а творили ради искусства» – вспоминает Борис Савельев.

«Группа Четырех изобрела понятие прямой и метафизической фотографии. Они передавали состояние объектов через свет, тень и цвет. Первая выставка Группы Четырех прошла в Прибалтике и называлась Keturi. После этого авторы пошли разными путями, но никогда не забывали друг друга», – вспоминает Наталья Богомаз, искусствовед, галерист.

cvetnoy_period__1980-1990-e._8

Расскажите, как создавался проект Группы Четырех, представленный на Photo Kyiv.

Наталья Богомаз Мы встретились с Борисом Савельевым в Черновцах в 2015-м году. Савельев никогда не выставлялся в Украине, и мы захотели сделать его персональную выставку в Галерее на Штейнберга. Тогда же вспомнили о Группе Четырех, решили, что их нельзя разделять как личностей. Начали работать с архивами, поднимать работы Слюсарева, Тарновецкого и Лопатюка. В каждом квартале мы делали выставку одного автора. А через полтора года собрали полный проект Группы Четырех, который представили на Photo Kyiv.

То есть, экспозиция на Photo Kyiv — уникальна?

Н.Б. Безусловно. Это финал проекта, который задумывался полтора года. В него вошли винтажные работы, которые никогда раньше не выставлялись вместе в таком объеме. К этому проекту два месяца назад мы создали фотоальбом Keturi – Четверо.

Что вы можете сказать о Photo Kyiv в целом?

Н.Б. Эта ярмарка – прорыв для нашей страны, и ее нужно продолжать. Подобного масштаба в Украине еще не было, мы никогда не видели такого количества работ в одном пространстве. Фотографию признают отдельным видом искусства, и Photo Kyiv тому пример. Мы благодарны кураторам за организацию и рады, что удалось представить здесь проект Группы Четырех.

Вы смотрели выставку? Кто из авторов вам запомнился?

Борис Савельев Мне понравились молодые стрит-фотографы из группы 380. Они активно работают и набирают вес. Я думаю, в будущем у них сложится серьезный тандем.

Над чем стоит поработать организаторам Photo Kyiv?

Н.Б. Сейчас это хороший уровень. Много всего. Но нужно тщательнее отбирать авторов, проводить селекционную работу, а особенно в истории украинской фотографии.

cvetnoy_period__1980-1990-e._14

Б.С. Да, нужно копать. Здесь совсем не представлена днепропетровская школа, нет запорожской школы. И харьковская представлена не полностью. Нужно изучать архивы и работать шире. Углубляться в недавнюю историю украинской фотографии с 80-х.

Вот приходила девочка из одесской галереи, которая выставлена здесь. Я спрашиваю: а Дима Зубрицкий есть у вас? Она отвечает: а кто это? А Дима основал одесскую фотографию, «Спілку Фотомитців». Был председателем Одесского фотоклуба. А они не знают…

Н.Б. Мы на своем примере увидели, какой интерес к коллекционной фотографии среди молодежи. По этим снимкам учатся. И поэтому нужно работать с архивами, открывать авторов.

От многих представителей галерей я слышу, что работы почти не покупают. С чем это связано?

Б.С. Рынка нет, коллекционеров, музеев. Нужно создавать серьезные институции. Это связано с законодательством. Нет культуры покупки фотографии, люди не понимают ценности. Нужно воспитывать вкус, в частности такие арт-ярмарки помогают в этом.

 

23549738_1714268228607756_1835105724_n

бачите помилку, пишіть сюди
Матеріали по темі
23476893_522245788152894_1878836820_n
ПРОДВИГАЛ СЕБЯ САМ