НАД ПОСТАМЕНТОМ ВОЗДУХ СГУЩАЕТСЯ В ТЕМНОЕ ОБЛАКО

2

Ряд комментариев Никиты Кадана (Киев) к выставке художника в галерее Škuc (Любляна). Куратор Владимир Видмар. Экспозицию можно увидеть до 16 октября.

 

 

Представьте толпу бесов, маленьких черных бесов с православных икон, врывающихся, влетающих в огромный холодный светлый зал модернистского здания, какого-нибудь советского научно-исследовательского института. Врываются — и что же происходит? Они встречают бесов, которые обитали там прежде.

Представьте встречу нового консерватизма с окаменевшей догмой, забравшей имя у просветительского освободительного проекта.

Представьте саму кражу имени. За кражей следует превращение этого имени в смешного божка-погремушку в руках у хитроумных манипуляторов. Потом манипуляторы жиреют, тупеют, заплывают самодовольством. И вот уже новые хитрецы выхватывают божка из их рук и превращают его в карикатурный образ зла, в чертика-трещотку.

Представьте «декоммунизацию» как новый разогрев места идеологии. А на фоне – ноющую песенку «но ведь было и хорошее» или «художественные произведения не виноваты».

Представьте историю, грызующую саму себя как грешник в аду.

Собственно выставка – о перманентном суде на собой как живым вместилищем истории.
Дальше появляются следующие повороты:

Столпники (Займи место)

Восстановление столпничества в Украине после «декоммунизации». Духовный подвиг совершается новыми столпниками на опустевших постаментах советских памятников. Фигуры столпников для визуализации предложения взяты с фресок Феофана Грека в храме Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378).

 

  • 1
  • 2
  • 4
  • 5

Ученый и бес

Ученый в белом халате смотрит строго, у беса в руках крюк для ловли душ. Давний сюжет религиозных легенд оживает на постсоциалистических (постматериалистических) развалинах.

  • 2

Бес-охотник

Бес с луком охотится за душами в полупустом варшавском кафе. Фотография кафе — из польского журнала Project 1976 года. Фигура беса взята с иконы «Лествица райская» (XII век, монастырь св. Екатерины, Синай).

 

  • 3
  • 2


Змей

Змей, подползающий к памятнику Артему (Федору Сергееву) работы Ивана Кавалеризде. Памятник 1927 года в Святогорске —  один из последних, оставшихся со времен кратковременного союза художественного авангарда и советской монументальной пропаганды. На постаменте написаны слова Артема «Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо». Цитата официально нанесена на постамент при возведении памятника, но грубо выцарапана в еще не застывшем бетоне каким-то черенком и выглядит подозрительно стихийно. Бетонный герой, изготовленный «раньше времени», до застывания идеологического канона, торчащий занозой, обреченный расшатывать каноны новые и новые, с момента возведения памятника по сегодняшний день.

  • 6
  • 3
  • 2
  • 4
  • 5

Общее

Лампа, грубо выкрашенная зеленой краской. В советских подъездах по лампе часто проходились кистью с той же краской, которой красили подъезд, иначе ее просто могли украсть и пространство общего пользования оказывалось в темноте. Общее должно быть с небольшим изъяном чтоб ненароком не стать частным. Эта практика встречается в постсоветских странах до сих пор.

  • 1
  • 2

Риза

Рельеф-чеканка на станции метро «Майдан Незалежності» посвящен Октябрьской революции. Содержащуюся на нем коммунистическую символику спешно прикрыли вырезанным «по форме» куском листового железа. Цифры 1917явно указывают на характер спрятанного. Ликвидация всего рельефа нарушит ансамбль оформления станции — впрочем, принцип ансамбля в таких ситуациях редко кого-либо останавливает. «Вынужденная» форма железного листа воспроизводится в благородном металле, становясь то ли подобием оклада на православной иконе, то ли памятным знаком «быстрым решениям», знаком-заместителем спрятанных символов.

  • 2
  • 1

Знак

Дополненное повторение рисунка, найденного на стене дома в Венеции. Во время ночной прогулки было случайно обнаружено и сфотографировано граффити с молотом и серпом, очевидно напоминающим знак вопроса. Вероятнее всего, нарисовавший просто не успел поставить точку внизу «серпа» поскольку должен был скрыться. Не сомневаюсь, что этот знак появлялся и будет еще появляться множество раз в самых разных частях мира в исполнении самых разных людей, рассчитываю на массовость его присутствия и меньше всего стремлюсь здесь к оригинальной «художественной шутке». Знак повторен в неоне с добавленной точкой.

 

 

  • 3
  • 2
  • 14569876_1434185449929732_404751412_n

 

 

Змей на знамени 

Змей на древке красного знамени. В форме знамени процитирован фрагмент одеяния одного из ангелов “Троицы ветхозаветной”, росписи Феофана Грека в храме Спаса Преображения на Ильине улице.

1

Вышка

Соединение клумбы-огорода, линейной пространственной схемы вышки лагерного надзирателя из Музея Гулага в Москве, крыши автобусной остановки 70х годов из Крыма. Соединение – нарочито безответственная “формальная игра”. Однако в созданном этой игрой пространстве происходит встреча зоны голого выживания, схематизированной и стерилизованной памяти о тоталитаризме и послевоенного неомодернизма с его специфическим беспамятством. Также к ним присоединяется дух электрификации. Чем занят получившийся гибридный объект? — судом над собой.

 

  • 2
  • 1

Темный воздух

Серия рисунков углем на поверхности фотографий 1960-80х годов. На снимках, взятых из польских, венгерских и советских журналов — строительство новых микрорайонов, общественные здания, художественные и научно-технические экспозиции. Глубокие черные тени на этих фотографиях начинают менять форму и вести собственную игру. Зоны умолчания о репрессивном, обрамляющие прогрессистские просветительские формы, сами становятся действующими лицами.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

Галерея Škuc

бачите помилку, пишіть сюди