Меню

МИР КАК ТОТАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ГРАФИКЕ АЛЕКСАНДРА АКСИНИНА

29391615_1707240359315248_1208571948_o

Текст Игоря Введенского (Львов— Ростов-на-Дону) к каталогу международной выставки «Весь мир театр. Преображение» (27 марта- 13 мая, Москва, Усадьба Влахернское-Кузьминки), где Украину представляют работы Александра Аксинина из коллекции Игоря Введенского.

 

 

Наряду с литературой (Достоевский и Хлебников, Кафка и Валери, Кэрролл и Свифт, и многие другие) и философией (Платон и Кант, Хайдеггер и Витгенштейн, Ясперс и другие), Александра Аксинина на протяжении всего творческого пути интересовал театр.Причем этот интерес был не просто любительским и потребительским, а служил материалом для его размышлений и суждений о мире, о способах существования в нем, а в конечном итоге, для выработки своего собственного метафизического языка графического творчества.

29550141_1707242802648337_232037302_n

Ex Libris Я.Ф Нирода

 

Если говорить о роли и значимости театра для художника, то исходя из его дневников, можно проследить как он сравнивает и анализирует различные театральные системы, подходы и методы разных эпох, различных театральных деятелей.

 

29340788_1707244605981490_2018379466_n

Борису Озерову, офорт

В дневниках 1976 года Аксинин пишет «Так называемый современный театр (театр Станиславского) представляет как бы вогнутую поверхность, то есть зритель входит в героя, вживается, вчувствовыается в него (ход психологизма). В средневековом театре (эту же традицию использовали Брехт и Мейерхольд) форма выпуклой стороной обращена к зрителю, то есть она сама провоцирует эмоциональность, атакуя его своей обращенностью на него…

В театре Станиславского (имеется в виду вообще любое психологическое произведение) ситуация прочитывается в клубках и столкновениях эмоций. В мистерии наоборот – ситуация порождает эмоции». Аксинин интересуется и современными концепциями театра Антонена Арто, и театром Ежи Гротовского, а также Самюэля Беккета и ленинградского андеграундного художника и театрального режиссера Бориса Понизовского, с которым Александр Аксинин дважды встречался и беседовал в 1974 году во время его пребывания в Львове для работы над так и не состоявшейся постановкой «Божественной комедии» в местном Театре кукол.

29134648_1707254009313883_762850715_n

Ex Libris Игоря Введенского

Театральным деятелям Львова  Аксинин посвятил некоторые офорты. В 1977 году Аксинин создал офорт посвященный художнику Оперного театра Ярославу Федоровичу Нироду, в котором представил концепцию многообразной и многоярусной деятельности известного театрального художника. В 1983 году Аксинин в офорте к 40-летию Бориса Озерова – основателя и бессменного режиссера львовского театра «Гаудеамус» — создает визуальный образ театрального действия как диалога режиссера с театральной труппой и далее — общего триалога, включающего и зрителей.

 

29138157_1707261809313103_1493538406_n

Стена, цикл «Алиса в стране чудес»

Кстати, интересно, что одно время Александр Аксинин, будучи свободным художником и не будучи членом СХ, куда его не принимали, и учитывая казус Йосифа Бродского, — несколько лет числился литературным сотрудником этого театра.

 

29345203_1707249995980951_307413888_n

Брак в Кане, цикл «Босхиана», 1977

В 1977–78 годы во время работы над графическим циклом «Босхиана» Аксинин, анализируя пространство живописи Босха, использует термины: реминисценция и “скрытая реминисценция”, лейт(мотив) и игра, а также “Театр как форма семиотической деятельности”.

 

29345009_1707274149311869_1169692415_n

Ex Libris Елены Б. и Валерия Т. , 1977

В 1979г. в небольшом тексте Аксинина «Трансцендентальный супрематизм» появляется термин “внутренний театр – «эпистема», попытка прекратить представление – пожар, этика”.  Где «эпистема» – центральное понятие теории «археологии знания» Мишеля Фуко и представляет собой обусловленное исторически культурно-когнитивное ариори, совокупность правил и отношений в конкретных месте и времени, включая набор практик, создающих аппарат производства знания. Позднее в одном из офортов (Ex Libris ИВ, 1980г.), посвященном концепции зрения и визуальности, Аксинин вводит понятие «мизаж», которое корреспондирует с известным театральным термином «мизансцена», но в данном случае скорее всего, означает построение пространства.

Многие графические работы 1976-1979 годов строились художником как своеобразные театральные пространства.

 

29340949_1707222049317079_1194042161_n

К роману «Процесс Ф. Кафки»

Так цикл графических работ, выполненных в 1975-1976  годах черной тушью «К роману “Процесс” Франса Кафки» представляет собой своеобразные сценические пространства, причем бездушно – механические и без персонажей и изображения событий, но выражающих понимание художником специфики писателя: «Мне нравится в Кафке ослабленность его образов. Его ирония почти не видна. Его средства – только намек». Аналогичный подход А. Аксинина проявился в цикле офортов «Алиса в стране чудес» (к книге Л. Кэрролла) 1976-1977 годов, в которых почти отсутствуют персонажи, а события могут прочитываться лишь намеком в пространственных построениях архитектурно-предметных форм.

Интересно, что после завершения сводного листа этого цикла Аксинин написал: «Я с трудом закончил Алису-6. Больше не буду, нет охоты после того, как концепция была раскрыта. Буду готовится к «Театральной серии». Хотя вышло несколько иначе – художник сделал еще несколько листов этого цикла, а «Театральная серия» так и не получилась. Вместе с тем, многие работы этого времени носят печать театральной сценографии.

29138670_1707267452645872_1502688110_n

ExLibris С. Б., 1976

Например, офорт 1976г. “Ex Libris С.Б.” представляет сцену с сидящей спиной женской фигурой, справа едва заметная фигура и внутри офорта на спинке стула текст: «Суфлер все время меняется».  Офорт этого же времени “Ex Libris Галины Д.” состоит из сложно построенной сцены со множеством почти слитых персонажей, справа один из них и текст внутри офорта: «После сего я взглянул, и вот дверь отверста на небе».

 

29341369_1707272012645416_1291383816_n

ExLibris Галины Д., 1976

Еще один пример:  офорт 1977 г. “Ex Libris Елены Б. и Валерия Т.» представляет подиум в обратной перспективе и прикрытые огромным веером две фигуры, как бы разыгрывающие сценический диалог, а текст внутри офорта: «Хлопок двух ладоней издает звук. А что такое хлопок одной ладони? VULKAN S. После того как закрылась дверь. Львов». В «Мемориальном экслибрисе супругов W. H. и Г. Д.» представлено 16 сценических фигур в формате комикса и содержатся ряд текстов –  по горизонтали: «Тотальный театр бытия, полный блеска, онтологического, конечно же.

 

29341340_1707280012644616_1632189655_n

Мемориальный экслибрис супругов W. H. и Г. Д., офорт, 1977

Фиксация как атрибут внетекстового, иного. Звуки бытия, хронологические. Ж. п. не п. п. [жизнь прожить не поле перейти]». А тексты по вертикали – отсылка к недавней работе над циклом офортов «Алиса в стране чудес»: «Почти зазеркалье, зашифрованность возникает там, где существовало прочтение поточным методом. Праздник, игра, построенная столь четко, что представить его иным невозможно. “Вопрос в том, – сказала Алиса, – можно ли вообще заставлять слово означать так много разных вещей – Вопрос в том, – сказал Шалтай-Болтай, – кто из нас тут хозяин – вот и все.”

 

29404888_1707282689311015_468242746_o

Тотальный театр-яйцо, офорт, 1977

Накануне 1978 года Аксинин делает программный офорт, состоящий из двух овальных фигур с названием  «Тотальный театр-яйцо больших и малых антиномий Александра Аксинина. Львов на 1978» Внутри каждой фигуры полки, на которых расположены различные предметы, имеющие метафизическое значение, а ребра полок содержат следующие тексты.

Слева: “ПАНСПЕРМИЯ  -77  -78   [пан-оплодотворение]

НОВЫЙ ГОД

ТЕАТР  ТЕАТР-ЯЙЦО  1977 – 1978

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОСТЬ

НАЧАЛО 12 ДЕКАБРЯ

APHTARSIA  DIALLAXIS  MIXIS     [неуничтожимость,  различение, смешение]

MIXIS  DIALLAXIS  APHTARSIA     [смешение, различение, неуничтожимость]

ДУХ  ИСКУССТВО  РЫБА

СВЕТ                     ДОРОГА

РОЖДЕНИЕ          ВРЕМЯ

ПЛОД   СЕМЬЯ   ВОСТОК”

Справа: “1978  Графика  АКС. 12+12=24      10+2=12”.

 

29391615_1707240359315248_1208571948_o

Гербарий структур, офорт, 1982

В более поздних работах Аксинина «откровенная» театральность сменяется более сложным построением многоярусного и многосложного пространства графики, используя различные графические техники и приемы. Однако скрытая театральность и «внутренний театр» так же, как и «внутренний опыт», остаются значимыми характеристиками его графического творчества. Примером может служить офорт 1982г. «Каталог. Гербарий структур», одновременно, напоминающий сложно-сочиненный ковер, театральный занавес или метафизический комикс.

 

Игорь Введенский

 

 

 

бачите помилку, пишіть сюди
Поділитися сторінкою