EN

LEICA OSKAR BARNACK AWARD

2011 Jing Huang, China Pure of Sight

Михаил Дыкун (Киев) о том, как изменилась фотография от репортажа к постановке в рамках конкурса Leica Oskar Barnack Award.  Журнал “5.6”.

Премию Leica Oskar Barnack award международное жюри присуждает профессиональным фотографам, чей острый взгляд раскрывает отношения между человеком и окружающей средой (от 10 до 12 изображений).

Leica Oskar Barnack award была частью World Press Photo с 1979-1992. С 1995 года становится независимой. Конкурс был назван в честь дизайнера первой камеры Leica, – Оскара Барнака. Условно можно выделить два этапа конкурса: первый, как часть World Press Photo;  второй – независимый конкурс Leica Oskar Barnack Award.

В 2009 году появилась отдельная номинация Leica Oskar Barnack Newcomer Award, для фотографов в возрасте до 25 лет.

Репортажная и документальная фотография, период: 1979 – 1992. Leica Award, как часть World Press Photo

“Первую награду вручили голландскому фотографу Флорису Бергкамп (Floris Bergkamp) за репортажное фото мужчины-охотника на нацистов после войны, пережившему холокост. Фото сделано во время интервью, где речь идет о военных преступлениях.

1980 Floris Bergkamp

Floris Bergkamp (1980)

Следующую награду вручили репортажной серии о трехдневной операции по пересадке кожи маленькой девочке, которую отец спас во время пожара.

До 1985 года включительно Leica Oskar Barnack award отмечает документальные серии, снятые на черно-белую пленку. Но не все победители находят отклик у экспертов. К примеру,  бразильский фотожурналист Себастьян Сальгадо, номинант 1985 года – значимая фигура в документальной фотографии, часто подвергался критике за излишнюю эстетизацию бедности в Африке.

1984 sebastião-ribeiro-salgado 2

Sebastião Ribeiro Salgado (1985)

В 1986 впервые победила серия, снятая на цветную пленку, в которой американский фотограф Дэвид Тернли документирует в течении нескольких лет историю Южной Африки времен Апартеида. С помощью цвета в фотографии ему удается отразить конфликт, существующий в обществе и разделяющий население по цвету кожи.

1985 David Turnley 1

David Turnley (1986)

Переход от черно-белого к цвету – важный момент в истории репортажной и документальной фотографии. Цветная пленка появилась в в конце 40х (Кодак Ектахром 1948г.*) 20ст, но репортажные фотографы начинают ее использовать только в последнюю четверть столетия.

В черно-белой фотографии они стремились работать как художники-графики – игра линий и плоскостей, света и тени. Цветная же фотография считалась плоской, китчевой, но и цветная пленка в те времена была довольно дорогой для новостей и репортажа.

1985 David Turnley 2

David Turnley (1986)

Фотография номинантов премии сильно меняется в периоде 1979-1992 годов. Если первые премии вручали исключительно за репортажные снимки, то чем ближе к последнему десятилетию ХХ века, появляется больше визуальных рассказов. Фотографы ищут особые истории, каждый отдельный кадр стремится быть сильным, как отдельный образ. Такой толчок можно объяснить развитием телевидения и его быстрым распространением среди огромного количества потребителей в 70-х годах прошлого века. Телевидение привнесло быстрые образы, и фотографии приходилось с ним конкурировать.  

Например, победитель 1988 г., британский фотограф Крис Стил-Перкинс (Chris Steele-Perkins) в серии фотографий рассказывает историю про жертв Талидомида (Softenon), которые учатся жить со своей инвалидностью.

1987 christopher-steele-perkins 1

Chris Steele-Perkins (1988)

В этой серии каждая фотография представляет собой сильный образ: мужчина без рук ест ногой, режет торт, пишет ручкой, держа ее во рту, играет в бильярд, зажав кий подбородком к груди и направляя его ногой; женщина кормит ребенка с ложечки которую зажала губами.

1987 christopher-steele-perkins 2

Chris Steele-Perkins (1988)

В 1992 году Себастьяна Сальгадо награждают второй раз. Он представил серию о загрязнении пустыни в Кювейте, которое произошло из-за разрушения нефтяных скважин иракцами, покинувшими территорию.

1991 sebastião-ribeiro-salgado 4

Sebastião Ribeiro Salgado (1992)

На фото пожарные бригады пытаются свести к минимуму нанесенный окружающей среде ущерб. Автор использует черно-белую фотографию, не смотря на то, что цветная фотография уже плотно вписалась в рамки фото-рассказов. С этого момента можно говорить о том, что если автор выбирает черно-белую фотографию, то это его сознательный эстетический прием для усиления рассказа.

 

1991 sebastião-ribeiro-salgado 1

Sebastião Ribeiro Salgado (1992)

 

Изменение подхода к рассказу истории в фотографии, появление постановки, конструирование образов. Независимый конкурс Leica Oskar Barnack Award: 1993 – 2017

Конкурс отделяется от World Press Photo и становится независимым (1993 год).

До конца столетия награды вручают авторам, которые продолжают работать в традиции документальной фотографии агентства Magnum, сформировавшим свое видение еще в середине 20 века.

Переломным моментом стал 2004 год. Меняется подход к рассказу в фотографии, появляется постановка. Премию вручают Питеру Гранссер (Peter Granser) за серию про Кони Айленд .

 

2004 Peter Granser, Germany Coney Island 1

Peter Granser, Germany: „Coney Island“ (2004)

В ней автор совмещает общие планы с портретами людей на улице, которые позируют на камеру. С появлением постановки в документалистике происходит смена метода, с помощью которого рассказывается история. Автор прекращает стремится ловить момент документируемой среды, а углубляет поиск и конструирует образ этой среды.

2004 Peter Granser, Germany Coney Island 2

Peter Granser, Germany: „Coney Island“ (2004)

В 2009 году появляется Leica Oskar Barnack Newcomer Award. Первым ее победителем становится Доминик Нахр (Dominic Nahr)  – молодой швейцарец, снявший фотоэссе в Конго (“The Road to Nowhere”).

Современная документальная фотография последнего десятилетия

Молодым открытием в 2011 году становится китайский фотограф Jing Huang с серией снимков, которая ничему не посвящена. Это набор 12 отдельных черно-белых картинок, в каждой из которых заключена своя отдельная история.

2011 Jing Huang, China Pure of Sight 2

Jing Huang, China: “Pure of Sight” (2011)

Награждение этого автора – это нечто новое для конкурса.  Начинают звучать новые имена с новыми подходами к фотографии, где есть рассказ о личном через общее.

2011 Jing Huang, China Pure of Sight

Jing Huang, China: “Pure of Sight” (2011)

Номинант 2012 года – поляк Петр Збьерски (Piotr Zbierski) с серией «Pass by Me». Фотограф исследует выражение эмоций и вопрос о том, в какой степени они могут изменить реальность.

2012 Piotr Zbierski, Poland Pass by me

Piotr Zbierski, Poland: “Pass by me” (2012)

«Я выбрал фотографию, – говорит он, – потому что это позволяет мне быть ближе к людям. Это прямолинейная среда, которая позволяет мне показать существование воображения в реальном мире».

2012 Piotr Zbierski, Poland Pass by me 2

Piotr Zbierski, Poland: “Pass by me” (2012)

Очень динамичны и разнообразны серии победителей последних лет. В 2015 году главную премию получает JH Engström с проектом  „Tout Va Bien”.

2015 JH Engström, Sweden Tout Va Bien

JH Engström, Sweden: “Tout Va Bien” (2015)

Визуальная поэзия, – вот что из себя представляет серия, казалось бы, разносюжетных кадров.  А фотографическим нарративом серии является исключительно личные моменты истории жизни автора. «Engström играет с контрастами и предоставляет зрителям возможность найти собственные способы чтения и интерпретации каждого изображения» – описывает работу фотографа сайт премии.

2015 JH Engström, Sweden Tout Va Bien 3

JH Engström, Sweden: “Tout Va Bien” (2015)

Молодым открытием в этом году становится польский фотограф Виктория Войцеховска (Wiktoria Wojciechowska) со своей серией„Short Flashes“. Она старается уловить скоротечные моменты повседневности в Китае.

2015 JH Engström, Sweden Tout Va Bien 2

JH Engström, Sweden: “Tout Va Bien” (2015)

Фотограф портретирует китайских мопедистов, которые во время ураганов и сильных дождей преодолевают мокрую дорогу от одного мегаполиса в другой. То есть через такие портреты автор пытается раскрывает образ жизни в Китае.

 

2016 год. Скарлетт Котен (Scarlett Coten) получает награду за проект„Mectoub“. В этом проекте автор пытается раскрыть понятия роли и образа мужчины в арабском мире. Сайт премии описывает ее работы так :«Ее портреты обращают внимание на несоответствие между конформизмом и индивидуальным стремлением». 

2016 Scarlett Coten, France Mectoub 2

Scarlett Coten, France: “Mectoub” (2016)

Сама автор говорит про свой проект следующее: “Что такое «Mectoub»? Это точка зрения, взаимоотношения которые я решила создать с мужчинами, которые были для меня незнакомцами”. Через портрет каждого отдельного человека передается какой-то образный, стереотипный типаж мужчины.

2016 Scarlett Coten, France Mectoub

Scarlett Coten, France: “Mectoub” (2016)

Победитель премии Leica Oskar Barnack Newcomer 2016 – французский фотограф Клементина Шнайдерманн с серией «The Unbearable, the Sadness and the Rest» («Невыносимая, печаль и отдых»). Закрытие заводов и угольных шахт, у жителей опускаются руки, дети растут в изолированной от мира среде, жильцы долины Южного Уэльса страдают от постиндустриального кризиса.

2016 Clémentine Schneidermann, France The Unbearable, the Sadness and the Rest (1)

Clémentine Schneidermann, France : “The Unbearable, the Sadness and the Rest” (2016)

На портретах в основном дети. Клементина объясняет, почему она фокусируется на детях : «Я хотела сотрудничать с детьми. Я тесно сотрудничала с молодежным клубом в поместье Coed Cae. Я назначила место, время, выбрала одежду и стиль, это было похоже на фэшн-съемку. В результате я получила изображения такими, как я хотела: нежными, глупыми (наивными) и слегка драматичными».

2016 Clémentine Schneidermann, France The Unbearable, the Sadness and the Rest 2 (1)

Clémentine Schneidermann, France : “The Unbearable, the Sadness and the Rest” (2016)

Leica Oscar Barnack Award 2017

2017 год Норвежский фотограф Терье Абусдал (Terje Abusdal) награжден престижным призом за свой проект „Slash & Burn“. “Я взял некоторые элементы прошлого – огонь, дым и шаманизм и представил их в истории” –  вот так Terje объясняет, что происходит с его фотографиями.

2017 Terje Abusdal, Norway Slash & Burn 1

Terje Abusdal, Norway: “Slash & Burn” (2017)

Автор рассказывает историю культуры которая почти исчезла. В течение трех лет он проводил исследования, погружался в традиции лесных финнов, которые в настоящее время официально признаны национальным меньшинством в Норвегии. Он задается вопросом, как можно сфотографировать то, чего уже почти не существует? В этот момент размывается грань между действительностью и выдумкой. Документация смешивается с воображением и появляется вымышленный, волшебный мир, или по другому говоря – сказка.

2017 Terje Abusdal, Norway Slash & Burn 2

Terje Abusdal, Norway: “Slash & Burn” (2017)

Последний год главная номинация окончательно прощается с магнумовским взглядом на документальную фотографию. В документальной фотографии становится приемлемым уже не только постановка, а вмешательство в изображение.

2017 Terje Abusdal, Norway Slash & Burn 3 (1)

Terje Abusdal, Norway: “Slash & Burn” (2017)

Окружающий мир не стоит на месте. Как когда-то в 1970-х годах на фотографию очень сильно повлияли процессы развития телевидения, то сейчас происходит мощнейший процесс развития интернета. Потребление изображений достигает своего апогея. По аналогии с “правилом 34”, смело можно говорить про формулировку такого правила для фотографий.

2017 Terje Abusdal, Norway Slash & Burn

Terje Abusdal, Norway: “Slash & Burn” (2017)

Leica Oskar Barnack Newcomer в этом году получил украинский фотограф Сергей Мельниченко за серию снимков „Behind the Scenes“.  Серия фотографий показывает обратную сторону китайской клубной жизни, ее закулисье. Сергей демонстрирует повседневную жизнь в дешевом развлекательном бизнесе для туристов и местных жителей в Китае.

Sergey Melnitchenko, Ukraine Behind the Scenes 1 (1)

Sergey Melnitchenko, Ukraine: “Behind the Scenes” (2017)

Текст: Михаил Дыкун, студент “Школы Виктора Марущенко”.

 

23549738_1714268228607756_1835105724_n

МІТЄЦ надає майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти погляди героїв порталу.