ФОТОГРАФИЯ В МОЛОДОМ УКРАИНСКОМ ИСКУССТВЕ

P4550635

Текст Ильи Романенко (Киев) о фотографии по итогам выставки номинантов на Премию РАС 2018 в PinchukArtCentre (Киев).

 

Этот текст о роли и способах использования фотографии в молодом искусстве. О взаимном дополнении фотографии, инсталляции и видео. Об углублении сюжета работ за счет диалога снимков с другими медиа. На примере работ Саши Курмаза, Катерины Ермолаевой, Анны Звягинцевой и Николая Карабиновича в рамках премии PinchukArtCentre 2018.

 

Саша Курмаз: диалог фотографии, видео и инсталляции

 

Работа Саши Курмаза — пример диалога и взаимного дополнения фотографии, видео и инсталляции. Экспозиция начинается со снимка в большом формате, где изображен баннер с надписью “Ваши жертвы были напрасны”. Эта фраза задает лейтмотив экспозиции и создает внутренний конфликт со вторым фотографическим элементом — фотокнигой “Рай”.

1

Саша Курмаз. Ваши жертвы были напрасны

 

Книга “Рай” посвящена современной андеграундной культуре, молодежи в рамках рейвов «Схема». Снимки сделаны в репортерском стиле и показывают участников техно-культуры правдиво, но слегка прикрыто. Курмаз запечатлел и томления перед входом, и сигаретный дым, и танцпол, и поцелуи всех со всеми. Но не показал секс и наркотики, присущие этой среде.

2

Саша Курмаз. Фотография из книги «Рай»

 

На фоне инсталляции и видео «Рай» Курмаза неприметен. Три черные книги фотографий словно специально спрятаны автором, затеряны среди хаоса, в полумраке, среди обломков гипсокартона и криков с видео. Они оставлены на черной тумбе. Зачем автор снял акцент с них? Чтобы зритель сложил целостное впечатление не сразу? Чтобы углубился в тему, подумал? И действительно, многие посетители галереи не замечают «Рай» и проходят мимо, так и не сложив целостную картинку о работе Саши Курмаза.

 

Диалог «Рая», «Напрасных жертв», взорванного павильона и видео создает контраст, вызывает противоречие. Появляется впечатление, что молодежь в стране разделена на два лагеря: одни собирают-разбирают автоматы, другие томятся у входа на рейв. Одни дерутся на улицах, другие целуются на танцполе. Одни надевают камуфляж, другие — олимпийки и темные очки. И дальше зритель волен придумать свой смысл. Цинично ли выглядит «Рай» на фоне сегодняшней Украины, или он скорее представлен как абсурд, или как убежище.

 

В работе Саши Курмаза инсталляция и видео визуально доминируют над фотографией. Разрушенный бокс и компиляции с передовой АТО, уличных стычек радикалов, учений молодых патриотов сильнее привлекают внимание. Но снимки играют важную роль в высказывании. Без «Напрасных жертв» и «Рая» теряется лейтмотив. И невозможно создать полноценное впечатление о сюжете, о жертвах, о политической и социальной ситуации в стране, о молодежной андеграундной культуре на фоне милитаризации. Фотография усиливает сюжет, добавляет новые линии и заставляет зрителя задавать вопросы.

 

Катерина Ермолаева: фотография как документ и как произведение искусства

 

В работе Катерины Ермолаевой “Я, еще раз я и я сама” фотография одновременно выступает и документом, и художественным произведением. С одной стороны снимки документируют перформативные акты художницы — ее изменения. С другой — фотографии являются произведениями искусства сами по себе. На них разыгрывается театральная постановка: Катерина в кадре позирует-играет, вживается в роль то пай-девочки, то мальчика-подростка, который фанатеет от культуристов 80-90-х. Снимки проработаны технически и композиционно: для съемки выставлены свет и декорации, модель меняет позы, костюмы и грим.

3

Фотография из работы Катерины Ермолаевой “Я, еще раз я и я сама”

 

Фотография дополняет инсталляции художницы сюжетно и визуально. Выставочное пространство разделено на 9 комнат, где представлены разные персонажи. Интерьеры отображают внутренний мир героев в гиперболизированной форме. Гантели на полу, постеры Сталлоне и Шварценеггера создают образ юного поклонника боевиков и мускулистых тел. А развешенные на стенах снимки перевоплощений Ермолаевой — это и часть игры, и документы. Фотографии — это и элемент выдуманных, преувеличенных комнат, почти сюрреалистичных миров художницы, перенесенных в выставочное пространство, и часть реальной экспозиции, документирующая поиски alter-ego Ермолаевой.

4

Часть экспозиции Катерины Ермолаевой “Я, еще раз я и я сама”

 

Анна Звягинцева: фотографические работы в центре высказывания

 

Работа Анны Звягинцевой — пример диалога фотографии и других экспонатов. Произведение состоит из 6-и снимков “Найденные рисунки”, инсталляции “Росчерки” и предмета «Пылевые очки».

5

Экспозиция Анны Звягинцевой

 

“Найденные рисунки” — это объекты, которые мы видим каждый день, но на которых почти не задерживаем взгляд. Они меняются под воздействием времени и человека. Стена у жестяной банки-пепельницы, о которую тушат окурки, постепенно становится черной. Дверная ручка, которую каждый день хватают сотни рук затирается и сереет.

6

Анна Звягинцева. Снимок из серии “Найденные рисунки”

 

 

Высказывание “Найденных рисунков” дополняют очки, присыпанные пылью так, словно их 10 лет не брали с полки, и полоски графита, разложенные на полу: люди проходят по галерее, наступают на графит, оставляют следы, и белый пол постепенно становится серым.

7

Анна Звягинцева. “Росчерки”

Изображение 7. “Росчерки” (с) ПинчукАртЦентр

 

Все элементы в работе Звягинцевой подчинены концепции влияния времени и человека на объект. Центральную часть занимают фотографии. Серия “Найденных рисунков” доминирует на фоне остальных объектов и визуально, и по силе высказывания. Лайтбоксы делают снимки объемнее и почти переносят запечатленные объекты в выставочное пространство.

 

Николай Карабинович: фотография как документ и портал

 

В работе Николая Карабиновича “Голос тонкой тишины” фотография — это документ и портал.

 

Карабинович использует единственный снимок монумента жертвам сталинских репрессий, который художник установил в поселении Челик в Казахстане. В зале, словно из громкоговорителя на монументе транслируется песня Юрия Гуржи по мотивам жанра рембетики.

8

Фрагмент экспозиции Николая Карабиновича

 

Фотография документирует результат работы художника — монумент — и в то же время переносит произведение издалека в пространство галереи. Снимок передает визуальную часть работы — монумент сам по себе. Динамик, транслирующий в зал ту же песню — аудиальную. В результате посетители ПинчукАртЦентра могут сложить полноценное впечатление об объекте, созданном художником. Они видят и слышат то, что находится казахской степи, оставаясь в пространстве столичной галереи. В работе Карабиновича оба медиа — фотография и звук — равносильны и дополняют друг друга.

 

Что из этого?

 

Фотография в молодом украинском искусстве преображается. Художники используют новые способы экспонирования. Кроме привычной настенной развески, в выставочном пространстве появляются арт-буки и лайтбоксы.

 

Снимки ведут диалог с видео, инсталляцией, аудио и текстом. Фотографические работы усиливают другие элементы экспозиции и обретают новое звучание в ее контексте.

 

Фотография выступает одновременно художественным произведением и полноценным высказыванием и документом, который показывает зрителю процесс перфоманса или созданный художником объект.

Илья Романенко

 

23549738_1714268228607756_1835105724_n

 

бачите помилку, пишіть сюди
Матеріали по темі
pac
OPEN CALL НА PINCHUK ART PRIZE