ДОНБАСС. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ КЛИШЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ДОНБАСС. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ КЛИШЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Дмитрий Голец (Киев) и Оксана Баршинова (Киев)о процессе работы над изобразительной программой «Донкульта» и своих открытиях в сфере культуры восточного региона.

Д.Г. Когда мы начинали, мы понимали, что наилучший источник материала для проекта – это музеи восточного региона и их коллекции. Но, к сожалению, по понятным причинам они сегодня нам большей частью недоступны. Хотя многие частные лица оттуда, собиратели или художественные активисты с большим энтузиазмом откликнулись на предложение участвовать в «ДонКульте». Поэтому мы формируем экспозицию на основе тех источников, которые нам доступны. Это музеи, коллекции любой формы собственности, наша собственная коллекция, кино-, фото-архив. На сегодняшний день уже понятна некая структура, которая сформировала не только визуальную культуру донецкого и луганского регионов, но и их гуманитарную, интеллектуальную и бытовую среду. Хочется показать это всё и поставить перед зрителем определенные проблемы с надеждой на то, что их можно сегодня решить. Кто-то может увидеть в нашем проекте маркеры, которые объяснят – почему в восточном регионе Украины сейчас происходит гуманитарная катастрофа. Не исключаю, что многим наш подход не понравится, и, возможно, они будут правы, поскольку с разных точек зрения один и тот же феномен выглядит по-разному. Мы ждем критику, которая может появиться после презентации проекта, потому что она позволит нам всем дополнить общую картину.

О.Б. Мы обращались в самые разные фонды и хранилища, в частности в Союз художников и Дирекцию художественных выставок, музейные коллекции, частные коллекции, которые с энтузиазмом откликнулись помочь проекту. Но для нас важны и современные художники, которые фиксируют и анализируют проблематику восточного региона. Их голос важен, потому что они раньше, чем мы, стали разбираться с вопросом – что такое Донбасс.

Фотографии из Центрального архива кино-фото-документов им. Пшеничного

Что касается интересных кураторских открытий, то в процессе работы над проектом мы узнали о том, что покровителем шахтеров является Святая Варвара…

Д.Г. Надо заметить, что Святой Варваре молились от внезапной смерти, что актуально и в наше время.

О.Б. …Святая Варвара – покровитель горняков и в католическом, и в православном мире. Мы нашли ее житийную икону. А у Ксении Гнилицкой зимой был сделан проект, посвященный майданным событиям. Начала работать она над ним задолго до них. Это была ее реакция на кризис власти Януковича. И среди прочих артефактов она создала житийную псевдоикону Януковича, где он изображен в окружении сцен из его жизни. И для нас, как кураторов, эти два момента совместились. Но было еще одно удивительное открытие.

Житие Святой Варвары 

Ксения Гнилицкая. Житие президента

Д.Г. В фонде Союза художников мы обнаружили графическую работу прекрасного художника Москвичева, который много работал на Донбассе в глубокое советское время. На офорте изображение шахтера находится в центре, а его деяния по кругу. То есть, это та же симуляция житийной иконы, только протагонист в ней не Варвара, а шахтер. Эти артефакты созданы в разные эпохи и прямой связи между ними не существует, но тем не менее, на выставке они встретятся и получится интересная линия – от трагичного к ироничному, от высокого к низкому жанру, что откроет новые смыслы.

О.Б. И здесь мы можем говорить о таких понятиях, как героизм и канон, и это касается, очевидно, и нашего бывшего президента Януковича. Выходцы этого региона вкладывались официальной идеологией в жесткий канон. Мы это видим по живописным и графическим работам, по фото-документам. Миф о человеке труда создавался многие десятилетия и настолько забронзовел, что трудно докопаться до сути – что такое живой человек.

Арсен Савадов. Из серии «Коллективное красное»

 

Арсен Савадов. Из серии «Донбасс-Шоколад»

Виктор Марущенко, к примеру, много сделал для того, чтобы открыть образ человека таким, каким он есть, иногда даже в каких-то забавных, жалких, трагикомических ситуациях. У нас будет представлена его фото-серия «Донбасс – страна мечтаний». Но квази-иконная линия интересна для исследования клишированного сознания, для раскрытия образа человека, который легко превращается в миф. Это связано и с Януковичем, которого укладывали в какие-то рамки, как выходца из Донбасса, человека тяжелой судьбы, который вырвался наверх и находился на вершине власти.

Виктор Марущенко. Из серии «Донбасс – страна мечтаний»

Д.Г. Когда смотришь архивные фотоматериалы, четко прослеживается образ шахтера, каким его формировали в разные периоды времени. Первая половина 1950-х годов – это был миф воздаяния подвигам, трудовым и боевым, где посредством постановочной съемки нарочито показано, как растет благосостояние шахтеров. Они становятся владельцами собственных автомобилей, новых квартир. Во второй половине десятилетия сделан уклон в сторону роста культурного уровня шахтеров. Появляются фотографии библиотек шахтеров, много шахтеров и металлургов, играющих в шахматы. Кстати, шахтер и шахматы – это сюжет, который проходит красной нитью, начиная с середины 1930-х гг. и заканчивая второй половиной 1950-х. Ему была посвящена чуть ли не каждая вторая фотография. Мы видим шахтеров, играющих в шахматы в красных уголках, посреди цеха, дома.

Можно даже сделать рейтинг популярных в те времена сюжетов. Это шахтер, играющий на музыкальных инструментах, в шахматы, и шахтерские библиотеки.

 

Фотографии из Центрального архива кино-фото-документов им. Пшеничного

Интересно, как переворачиваются смыслы и по-новому воспринимаются вещи, созданные в советский период. Есть масса произведений в рамках концепции героизации Донбасса, труда, войны и прочего. Может быть, раньше это воспринималось как советская пропагандистская мифотворческая продукция, сейчас смыслы меняются. Есть, допустим, графический лист донецкого художника Шенделя, который называется «Ополченцы». Понятно, что речь идет о других событиях, но это не может не вызвать ассоциацию с сегодняшними реалиями. Или, например, замечательный лист «Холерный бунт на Донбассе», где бунтующую толпу охраняют царские держиморды, увешанные георгиевскими крестами. Сегодня мы по-другому прочитываем этот сюжет.

Еще один важный аспект это «украинскость» Донбасса, связь региона со страной. В качестве иллюстрации отмечу графическую серию 1970 года художника Игуменцева по мотивам украинской народной песни.

Если обратиться к более ранним временам, известно, что многие выходцы из этого региона, и среди них было немало художников, участвовали в военных кампаниях 1918-19 годов на стороне Украинской Народной республики. По понятным причинам наши музеи и архивы хранят мало, связанных с теми событиями, артефактов. У нас это тема будет представлена художником Зиновием Подушко, который родился под Донецком, закончил Петербургскую академию художеств и участвовал в войне с большевиками и белыми частями на стороне Украинской Народной республики. Как правило, потом все эти люди эмигрировали, если не погибли, и сохранилось очень мало упоминаний о них. Искусственно создавалась легенда о том, что они никогда не существовали, что Донбасс — абсолютно чуждый Украине регион, но это всего лишь идеологическое клише. Когда анализируешь материал, понятно, что это не соответствует действительности.

 

Фотографии из Центрального архива кино-фото-документов им. Пшеничного

О.Б. И еще одно. Мы часто говорили о том, что Донбасс никогда не входил в число развитых художественных центров, так как в этом отношении акцент больше был поставлен на Львов, Одессу, Харьков. Например, этот подход хорошо иллюстрирует ситуация с Параджановым. Он больше ассоциируется с Киевом и Западной Украиной, а именно – Карпатами. Открытием для нас стало то, что Парджанов связан и с Донбассом. В Алчевске он находился в колонии, отбывал там наказание. Местные жители прониклись этой харизматической личностью, очень ему помогали. Теперь в Алчевске существует музей Параджанова. Такая чуткость людей Донбасса к культурному наследию, выдающимся личностям, присутствует повсеместно.

Д.Г. И это несмотря на все попытки официальных властей опорочить имя Параджанова.

О.Б. То, что такая фигура, как Параджанов, знаковая для Украины, и представлена и в этом регионе – это культурные связи, которые скрепляют всю Украину воедино. О Донбассе, как правило, шла речь, как о месте жизни рабочих, где тяжело работающим людям не до высокой культуры. Единственный ракурс, в котором регион подавался в художественном мире – это индустриальный пейзаж, образ человека труда, человека, который преобразует мир вокруг себя.

 

Фотографии из Центрального архива кино-фото-документов им. Пшеничного

Донбасс в культурном процессе играл две роли. Первая – это регион-донор для художественных сил, которые оттекали в другие центры, и мы знаем массу художников – выходцев из Донбасса, которые стали классиками искусства.

Д.Г. Немногие знают, что Кончаловский родился в Славянске, а Куинджи из Мариуполя.

О.Б. С другой стороны, Донбасс – то место, куда в советское время многие ехали в творческие командировки, чтобы воспевать чудо советской модернизации и индустриализации. Но копнув глубже, мы можем обнаружить, что на Донбассе сформировался интересный и специфический образ сурового стиля. При том, что суровый стиль в Украине в целом почти не получил распространения.

Д.Г. По сравнению с Россией в силу нашей южности, витальности у нас не так много сурового стиля в чистом виде.

О.Б. Донбасс как раз закрывает эту нишу.

Д.Г. Прекрасный художник Хоренко в 1960-70-е писал местные терриконы, как Моне воспевал Руанский собор – в разных состояниях: в дождь, в туман, утром, вечером и прочее. Его никто не заставлял, он делал это искренне. Понятно, что он создавал произведения не в технике импрессионизма, а в духе, соответствующем суровому стилю, но сам подход, смещение акцентов, нам кажется уходом от прямолинейного изображения промышленного пейзажа.

Хоренко. Шахтер

Назаренко. Утро Коксохима 

О.Б. Это пласт украинской культуры, который стоит исследовать. Кроме того такие классики украинского искусства, как Зарецкий, Алла Горская много работали на Донбассе.

Д.Г. У Зарецкого был диплом, посвященный шахтерам.

О.Б. Монументальные работы только сейчас становятся предметом внимания широкого круга исследователей. И это очень правильно.

Д.Г. На Донбассе много мозаичных панно, сделанных по эскизам Горской. Созданным ею остановкам, к сожалению, сейчас есть шансы пропасть.

О.Б. Донбасс – не только муза для художников, которые его воспевали, но и сам многое дал украинскому искусству.

Маша Куликовская. Hommo bulla 

Алексей Салманов. Царь-пушка

бачите помилку, пишіть сюди