Меню

ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

tb1m (1)

Текст  Юлии Бельской (Киев) о венгерской фотографии (2-8 марта в Pavlovka ArtGallery (Киев).

Человек эпохи Ренессанса, инопланетяне и кукла Барби

Мое знакомство с творчеством выдающихся фотографов, о которых пойдет речь, состоялось благодаря замечательному венгерскому фотографу Балинту Пфлиегелю, который выступил в качестве одного их кураторов в подготовке недели венгерского пинхола рамках Pavlovka pinhole fest и без которого наша экспозиция никогда бы не состоялась.

Итак, кто они, венгерские пинхолисты? Каково их видение, чем они занимаются?

Человек эпохи Ренессанса

Балаш Телек был уникальной фигурой венгерской фотографии во многих отношениях. Его называют человеком эпохи Ренессанса в 21-м веке, на что художник парировал: «Я никогда не думаю об архаике как об определенном возрасте, эре, но как о способе мышления, который можно найти во всех эпохах. Мы ищем, где корни, откуда все это началось, это важно для нас сегодня в 21-м веке».

В последние годы обучения в художественном колледже, где он готовился стать графиком, Балаш обратился к камере-обскуре. Он считал ее основной формой создания образа, однако понимал, что ее возможности исследованы не до конца. Художник приходит к практике анаморфного изображения, так называемого третьего фотографического измерения. Свет в такой камере падает на свернутую кольцом пленку или фотобумагу, и пространство искажается самым причудливым образом. Как пионер, как американский золотоискатель или человек эпохи Ренессанса, он в поиске, он открывает новые формы для своих образов. Телек привлекает зрителя к прочтению образа, играет с ним, испытывает, возбуждает любопытство, ведь человек воспринимает пространство и изображение совершенно иначе, нежели созданная фотографом камера.

tb13m

Балаш Телек постоянно стремился превзойти самого себя, был в творческом поиске. Над ним властвовал его величество эксперимент.

Ему было неинтересно снимать портрет, как все. Его серия портретов – из абстрактных изображений. Фотографии делались на помятой поверхности. Поверхность сама создала портрет, смяла, сложила его, как ей хотелось. Интересен эксперимент Телека по созданию устройства для комбинации горизонтальных и вертикальных панорамных фотографий.

tb4m

Он обладал невероятно важным умением – сплотить вокруг себя единомышленников. Балаш создает ArtBázis All Art Workshop, которая стала своеобразной мастерской и экспериментальной площадкой для самого молодого поколения венгерских фотографов. Каждое лето в деревнях северной Венгрии, откуда он родом, организовывается  творческий лагерь Photo Village.

В 31 год Балаш получает одну из самых престижных фотографических наград Венгрии – премию Йожефа Печи.

BalazsTelek_UomoDiVitrovio_2000

Его смерть в 2015 г. была трагически внезапной, ему было 41 год. Венгерская фотография потеряла выдающегося мастера. Невозможно найти художника в Венгрии, изобретательный подход и чувство художественной образности которого были бы настолько поразительными и неповторимыми.

Так случилось, что в то время, как Балаш Телек был в больнице, шел ливень, и мастерская была затоплена, уникальные камеры погибли вместе с ним, восстановить их не удалось.

Но идеи замечательного фотографа живут. Один из его сыновей продолжает дело отца и конструирует оригинальные камеры.

Инопланетяне

Габор Керекс – одна из величайших фигур венгерской фотографии с 80-х годов прошлого века и до наших дней. Каждый, кто у него учился, считает себя счастливчиком.

Он родился в небольшой немецкой деревне в Оберхарте 2 августа 1945 года. Его семья бежала от войны и вернулась в Будапешт после ее окончания.

Габор – фотограф-самоучка, его карьера началась с  того момента, как ему подарили камеру Voigtlander в 1971 г.

Габор работает фотожурналистом, снимает в одном из научно-исследовательских институтов. В 1977 г. становится одним из основателей студии молодых фотографов, а с 1986 г. – ее художественным руководителем.

gabor

 

Однажды он решает уничтожить все прежние фоторепортажи и заняться объединением науки и искусства, чтобы описать и понять мир. Он сочетает аналоговую проекцию, фотографию и цифровую манипуляцию для создания абстрактной реальности.

С начала 1990-х годов экспериментирует с камерой-обскурой, изучает исторические фотографические процессы, снимает на Polaroid, занимается также цифровой фотографией.

Керекс подходит к своему занятию творчески – использует фототехнические приемы старых эпох, объединяя их с возможностями, предоставляемыми «цифрой». Он критически наблюдает за окружающим миром, высказывается в  абстрактной визуальной формулировке и выбирает в качестве высказывания метод, который как можно лучше передаст его сообщение зрителю.

Он умело воплощает старинные фотографические приемы для раскрытия таких важных для него тем – рождение, существование, смерть,  микро- и макрокосмос. Керекс умело объединяет искусство и науку. На его фотографиях – научные инструменты и предметы, которые можно найти в лаборатории.

Он любит играть со зрителем. С помощью пинхола, широкоформатных камер создает иллюзию, что на изображении Космос – настоящие звезды и планеты, а на самом деле это только яблоки, теннисные мячи и световоды.

 

FFOTOIMAGE_GaborKerekes_SBGGKE0009_Planet

Чтобы почувствовать себя одним из инопланетян, которые, по слухам, высадились в Розуэлле в 1947 г., Керекс использовал компьютерную программу «USA Photomap», которая позволяет загружать спутниковые снимки в любом месте США.

FFOTOIMAGE_GaborKerekes_SBGGKE0004_ConcentricStars

Керекс напечатал географические координаты Розуэлла и сделал скриншоты спутниковых изображений. Затем он сфотографировал их отпечатки с помощью Polaroid, таким образом переведя цифровое изображение в аналоговое.

 

gabor2 (1)

Габор добивался совершенства во всем, что касается фотографии, будь то работа с камерой-обскурой или мокрый коллоидный или другие альтернативные процессы.

Этот художник отобразил уникальный визуальный мир, создал неповторимый стиль. Его творения образуют прекрасное единство содержания и формы (как в картине 1 мая, где толпа сливается с телом материи).

Габор Керекс умер в возрасте 69 лет от рака. Его важность для венгерской фотографии, а также его отсутствие будут только возрастать с течением времени.

Давай!

Андраш Божо всегда интересовался экспериментальной фотографией, он снимает на пинхол или вообще без камеры.

В 1978 г. Андраш закончил педагогическое училище, занимался сбором статистических данных, доставкой газет.

В период с 1988 по 1991 гг. он был членом Молодежной фотостудии, с 1994 г. – членом Первой творческой группы Венгерской ассоциации фотохудожников.

За серию работ «Downtown» получает стипендию Йожефа Печи. Божо метафорически отображает образы войны или революции на руинах Будапешта. Для усиления эффекта разрушения фотограф использует детские игрушки, в то время как здания реальны.

boszo1 boszo

Работы Андраша поразительно разносторонние. И если «Downtown»  – это гипертрофированный рассказ о войне, руине и трагедии, то «Давай!» – о жизни с куклой Барби, снятая на пинхол, лёгкая, светлая, воздушная. В обеих сериях прослеживается определенная стилистика – сочетание реального и игрушечного мира. «Давай!» – это непринужденная игра, картинки из жизни человека и куклы. Здесь в кадре сам фотограф и кукла Барби. Улыбающийся счастливый человек, довольный жизнью, и улыбающаяся кукла. (Как Божо снимал «Давай!» можно посмотреть здесь https://www.youtube.com/watch?v=y6wzRr3KTKw )

28081263_1830313870376578_660639461_o 28124921_1830313893709909_1360799085_o

На этот раз фотографа  интересовало, как он может быть частью пространства размером с игрушку. И почему Барби? Потому что Андраш поставил себя на место дочери, играющей с куклой. Ведь пинхол – это прежде всего игра.

И, по словам Андраша Божо и Балинта Пфлиегеля, пинхол обеспечивает свободу каждому, кто с ним играет.

Венгерские пинхолисты такие же, как и все художники в мире. У них разные взгляды, интересы, мнения, методы, но их объединяет пинхол.

«Вы любите играть с поездом, мне нравится головоломка. Мы оба хотим играть с тем, что нам нравится, и мы оба хотим играть на своем инструменте», – ответил Балинт Пфлиегель на мой вопрос о том, что такое венгерский пинхол. У каждого свой стиль, свой ритм. Их единство – в поддержке друг друга. Венгерские художники по праву гордятся своей работой.

Для кого-то пинхол является уходом в прошлое, не все понимают, зачем делать фотографии с помощью примитивных устройств, когда современные камеры могут выдать изображение  намного лучшего качества. Но неоспоримо одно – его эстетика никого не может оставить равнодушным.

Юлия Бельская

 

бачите помилку, пишіть сюди
Поділитися сторінкою
Матеріали за темою
О ФУТУРИЗМЕ