EN

BEAUTIESANDBEAST


Фрагменты фильма-перформанса Елены Клочко (Бахмут).

Елена Клочко о своей работе:

Толчком к созданию работы послужил мой перезд в Бахмут и знакомство с арт-центром “Изоляция. Переехав в Бахмут (моя историческая родина) я начала делать новую серию работ: “Ночные выстрелы”, “Милитари покемон” и “Красавицы и чудовище”. Я стала искать, где в Киеве это показать, и мне подсказали, что “Изоляция” – это то, что нужно. Со мной стала общаться куратор Лина Романуха и предложила выступить у них на арт-среде. Она предложила, чтоб я сняла какой-то документальный фильм про себя или показала перформанс.

Это было в июне 2017-го годаю. Впереди было целое лето- так что я подумала, что это шанс высказаться по поводу происходящего и странности, уникальности Бахмута, который мне в то время был не особо знаком после 20 лет отсутствия. Так появилась идея фильма-перформанса. Предварительно я смотрела Меттью Барни. У меня купили картину, появился минимальный бюджет, и я приступила к съемкам. Я пошла договариваться с местными операторами и женщинами с рынка, которые меня смущали своей фелиниевской красотой. С первыми встретившимися операторами и первыми знакомыми и незнакомыми женщинами диалог у меня не вышел, но я продолжала приставать к местному населению, встретила правильного оператора, талантливого и с гражданской позицией, и женщины согласились как раз самые яркие, склонные к собственному внутреннему перформансу.

 

Женская тема немного упирается в эзотерику, мой приход в 13-м году к индуизму, точнее шивоизму, мое понимание своей собственной природы, и еще – мне кажется, у нас в Украине в семьях в основном господствует  матриархат, и поэтому очень важно было пробудить женщин, их вывести из невежества.

Феминистакая тема как-то сразу возникла в моей жизни. Например, в перформансе “Ева Браун”, который я сделала в 1999-м году, который в течение двух лет я откатала в разных вариация на питерских тогда еще свободных по духу арт-площадках,  тоже была тема женской энергии.

Съемки в основном проходили в период антициклона Люцифер из Сахары. В картинке это отразилось, как мне кажется, и веер у цветочницы возник – как правильно понятый намек от природы.

По-моему, перформанс – это что-то очень естественное, какая-то древняя магическая практика, сохранившаяся в дестких играх,  мы все в детстве делали перформанс,  так что у меня возникало чувтсво, что мои участницы как бы обладают этим знанием по умолчанию и потому мне не сложно было их вовлечь.

В детстве мы пугали соседних детей помладше, разыгрывая из себя страшных существ типа зомби или мертвых. Были и более сложные перформансы в картонных костюмах, когда мы договаривались ходили в особой манере по двору, никому ни на что не отвечатли в течение какого-то времени, потому что мы как будто с другой планеты и не понимаем местного языка и т.д.

Краска в фильме используется, как обычно в живописи – разные цвета в оппозиции с цветом кожи создают эмоциональный подтекст. Когда краска течет, она  ассоциируется с потом и кровью. С помощью контекста, который выстраивается заново в каждой сцене, расширяю список жидкостей и связанных с ними эмоций, с которыми эта краска ассоциируется

Думаю, в фильме мне удалось высказаться по поводу темы.  К тому же нашлись люди, бюджет и музыка – польская джазовая группа “Contemporary Noise Sextet”. Она предоставила свои саунд-треки на некоммерческое использование, как и датская группа  Bliss предоставила один саунд-трек. Благодаря Роману Потапенко – оператору, я попала в Авдеевку, на передовую и сама встретилась с военными – это незабываемый опыт, и это важнейшая часть этого фильма, – документальная часть, которая создает контекст, в котором мои женщины, включая меня саму, до сих пор существуем.

МІТЄЦ надає майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти погляди героїв порталу.